ГлавноеАналитикаЕсть ли у России союзники?

Есть ли у России союзники?

Опубликовано

Москва быстрее американцев осознала ветер перемен в международных отношениях. В частности, архаичность концепции союзов и возникновение на их месте концепции стратегических партнерств.

На бумаге

Новости партнеров

«Россия противостоит всему цивилизованному миру». Эту фразу очень часто можно услышать от западных политиков или же прочесть в западных СМИ. Но насколько это действительно так?

Казалось бы, совсем не так. Во-первых, потому, что Россия отстаивает перед условным Западом интересы не только свои, но еще и цивилизованного мира. В частности, право на демократию (которая отнюдь не подразумевает калькирование американской системы, а соответствует «общественно-политическому устройству, истории, традициям и культурным особенностям конкретного государства»), право на инклюзивную безопасность, а также международное право как таковое, которое американцы втоптали в грязь реальности своей внешней политикой.

Во-вторых, у России есть союзники. На территории постсоветского пространства Москва выстроила две интеграционные группировки – экономическую в виде Евразийского экономического союза (куда входят Армения, Белоруссия, Россия, Казахстан и Кыргызстан), а также военно-политическую в виде ОДКБ (в которой состоят все государства евразийского экономического союза плюс Таджикистан). Если брать шире, то Российская Федерация участвует в глобальной евразийской системе безопасности – Шанхайской организации сотрудничества, куда входят Россия, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, а также Китай, Индия, Пакистан, Иран и Узбекистан. Наконец, западные СМИ сами регулярно называют российско-китайские отношения союзными, а западные политики очень боятся этих отношений. И это еще без учета «особых отношений» России с Ираном, Сирией, Венесуэлой, Турцией и рядом других государств. Так можно ли после всего вышеперечисленного говорить о каком-то стратегическом одиночестве Москвы?

Как ни странно, можно. Россия действительно идет по своей дороге, вымощенной из национальных интересов, в гордом одиночестве.

Да, у нее есть экономические союзники – но разве кто-то из них выступил с публичным отказом признавать и соблюдать западные санкции? Разве кто-то из них признал Крым? Даже Белоруссия, против которой введены санкции и которой, в общем-то, нечего терять, не признала до конца полуостров российским. Для нее и остальные экономическое сотрудничество с Москвой нужно прежде всего ради льготного, а еще лучше беспошлинного доступа к российскому рынку.

Да, у нее есть военно-политические союзники в рамках ОДКБ – но, строго говоря, какая от них польза? ОДКБ является организацией коллективной безопасности лишь по форме – по факту же это зонтичная структура, в рамках которой Россия гарантирует безопасность странам-членам. Да, в миссии на территории Казахстана участвовали военные со всех стран ОДКБ – однако их присутствие было исключительно номинальным, а польза от него была прежде всего политическая (чтобы не говорили о какой-то «российской оккупации» Казахстана). При всем уважении к партнерам по ОДКБ, сколько-нибудь значимыми вооруженными силами среди них обладает лишь Белоруссия.

Да, на международной арене Россия защищает интересы всего цивилизованного мира от посягательств западных «крестоносцев», стремящихся распространить свои символы веры – но кто из членов этого цивилизованного мира стоит рядом с Россией? Кто помог ей справиться с санкционной местью разозленного таким поведением Запада? Даже великий Китай до недавнего времени предпочитал отсиживаться на голосованиях в Совете Безопасности ООН (то есть воздерживаться), а его компании соблюдали введенный против Москвы санкционный режим.

Новости партнеров

Партнеры важнее союзников

Так что, по сути, союзников у России нет. Это факт. Однако, вопреки распространенному мнению, такое положение дел не говорит о какой-то слабости Москвы. Скорее наоборот, Кремль быстрее тех же американцев осознал (добровольно или вынужденно – другой вопрос) ветер перемен в международных отношениях. В частности, устарелость концепции союзов и возникновение на их месте концепции стратегических партнерств.

Ведь что такое союз? Союз – это обязательства одной страны перед другой. Это необходимость встраивать разные, по сути, национальные интересы держав в прокрустово ложе союзной солидарности. Даже великие державы наподобие США делают это с большим трудом (достаточно посмотреть на разброд и шатание в рядах НАТО по российскому вопросу), ведь в условиях многополярного и усложняющегося мира, а также исчезновение глобального противостояния национальные интересы постепенно становятся альфой и омегой политики ряда государств. И несмотря на то, что США пытаются это противостояние возродить, ни Россию, ни даже Китай никто не боится настолько, чтобы класть национальные интересы на алтарь.

Этот же принцип касается и союзов, в которых участвует Россия. Кремль не готов втискивать в прокрустово ложе интересы своих мелких союзников и не готов класть туда свои интересы ради желаний других. Москва придерживается четкого внешнеполитического правила: она развивает отношения со всеми, кто уважает ее интересы, и не участвует в конфликтах между этими странами. Переводя с дипломатического на человеческий, Россия не готова воевать за Армению с Азербайджаном, не хочет воевать за Иран с Саудовской Аравией и уж тем более не готова вставать на сторону Китая в конфликте с Японией. Кремль предпочитает балансировать, извлекать выгоды из сотрудничества со всеми и – по возможности – оказывать им посреднические услуги.

Точно также, как Армения не готова встать на сторону России в противостоянии Западу, Иран – поддержать Кремль в конфликте с Польшей, а Китай – с Украиной. И это логично, ведь подобные шаги идут против национальных интересов данных стран (если, например, КНР признает Крым, то это серьезно усложнит его позицию в Тайваньском вопросе). Собственно, Москва от них таких жертв и не требует – понимая, что подобные требования, противоречащие национальным интересам, лишь ухудшат двусторонние отношения. С другой стороны, когда национальные интересы стран диктуют им совместные с Москвой действия – они на них идут. Понимая, что американо-российское противостояние на Украине сдерживает амбиции США в Тайваньском вопросе и видя, что в Центральной и Восточной Европе все чаще стали совершать антикитайские шаги (Украина отжала Мотор Сич, в Литве открылось представительство Тайваня), Китай стал занимать более жесткую позицию по украинскому вопросу. Не потому, что он связан с Россией какими-то союзными обязательствами, а потому, что ему самому это выгодно.

Выгода – вот что отличает гибкие современные стратегические партнерства от обвешенных жесткими обязательствами союзов. Поэтому будущее – за партнерствами.

expert.ru





Аллергия на «Орешник»

Запад в растерянности, и это ещё слабо сказано «Война на востоке вступает в решающую фазу, мы чувствуем, что приближается неизвестность. Конфликт приобретает драматические масштабы. Последние...

Перманентная война или корейский сценарий: как может развиваться конфликт на Украине

Победа Дональда Трампа на выборах в США позволила некоторым аналитикам предположить, что военный конфликт на Украине завершится в первой половине 2025 года, вскоре после...

Армия нового типа. Ключевые шаги

Есть такая избитая уже фраза: кто владеет информацией, владеет миром. В зоне боевых действий самая важная информация - это реальный боевой опыт. Успешный опыт...

Читайте также

Москва нашла ядерный ответ на угрозы западных ударов

В ООН оригинально высказались по поводу байденовских дальнобойных ударов по России. По идее, организация,...

На Украине началась паника: Россия впервые ответит тяжелой баллистикой комплекса «Рубеж»

Эксперты не исключили беспрецедентного удара по Банковой После ударов по Брянской области американскими дальнобойными ракетами...

Storm Shadow били по объекту управделами президента России

Вооруженные силы Украины (ВСУ) нанесли ракетный удар по усадьбе князей Барятинских в Курской области,...