Россия сделала еще один шаг в переориентации поставок углеводородов со своего основного рынка — европейского — на восточный. 4 февраля в ходе визита в Пекин президента Владимира Путина «Газпром» и «Роснефть» подписали с китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) долгосрочные соглашения об увеличении экспорта газа и нефти и о совместных разработках низкоуглеродных технологий.
На первый взгляд, крупного прорыва на китайский рынок газа не случилось. «Газпром» договорился поставлять в течение 25 лет еще по 10 млрд кубометров ежегодно. Примерно столько же прокачали по газопроводу «Сила Сибири» в 2021 году. При этом потребности Поднебесной в «голубом топливе» намного больше. В прошлом году Китай вышел на первое место в мире по импорту СПГ — более 90 млн тонн (в кубометрах до 130 млрд). При этом российская доля в сжиженном газе пока незначительная — немногим более 3 млн тонн и обеспечивается в основном за счет предприятия «Ямал», принадлежащего «Новатэку».
Новости партнеров
Однако в среднесрочной перспективе застолбить значительную долю китайского энергетического (в особенности газового) рынка наверняка удастся. Во-первых, дополнительные 10 млрд кубов пойдут по еще одному маршруту, названного дальневосточным. Это трубопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток. Он уже действует. До китайской границы остается всего несколько километров. Сделать перемычку между российским и китайским (он также функционирует) участками сделать можно в кратчайшие сроки. При этом сахалинский газ будет поставляться в быстро развиващиеся города приморской части Северо-Восточного Китая.
Во-вторых, «Сила Сибири» уже в 2024 году выйдет на проектную мощность в 38 млрд кубов в год. Итого получается в сумме 48 млрд. Это на 8 млрд кубометров больше, чем по контракту с Нафтогазом до 2024 года ежегодно транспортируется через Украину. Правда, пока газ в Китай поставляется из Восточной Сибири. Тем самым речь пока не идет о переориентации западносибирских месторождений.
Но и они вскоре будут подключены к китайской газотранспортной системе вероятно уже к 2025-2026 годам. Речь идет о «Силе Сибири — 2» (пока используется такое название). Недавно был согласовано с монгольской стороной ТЭО проекта по строительству по территории соседей страны газопровода «Союз Восток», который станет частью транснационального маршрута из России в Китай. Проектная мощность — 50 млрд кубометров.
Итого, к середине 2020-х годов Китай сможет потреблять 98 (а возможно и больше) млрд кубометров трубного российского газа. Для сравнения. Это около половины ежегодных поставок в Европу. По мнению зам гендиректора «Фонда национальной энергетической безопасности» Алексея Гривача, переход с Запада на Восток произойдет быстрее и масштабнее, если европейские энергокомпании ускорят отказы от заключения долгосрочных контрактов, которые обеспечивают как ценовую, так и добычную стабильность. CNPC и другие китайские компании предпочитают как раз долгосрочные соглашения.
Кроме того, в среднесрочной перспективе вполне вероятно существенное увеличение российской доли на самом быстрорастущем в мире рынке СПГ. Сейчас обсуждается заключение долгосрочного контракта на поставки СПГ с предприятия «Новатэка» Артик 2.
Ситуация в двустороннем сотрудничестве в области энергетики была неполной без соглашения «Роснефти» с CNPC о дополнительных поставках в течение 10 лет 100 млн тонн нефти через территорию Казахстана. Сырье будет поступать на НПЗ в Северо-Западном Китае. Если сейчас, по словам главы «Роснефти» Игоря Сечина, его компания покрывает 7% китайского спроса, то вскоре — все 10%. И эти подвижки происходят на фоне увеличения как нефтедобычи в странах ОПЕК+, так и роста цены (4 февраля Brent превысил $91 за баррель — рекорд с октября 2014-ого).
И, наконец, настоящим прорывом в «зеленой» кооперации должно стать соглашение между «Роснефтью» и CNPC о совместных разработках в низкоуглеродной сфере, прежде всего в улавливании метана и CO2. Помимо прочего в рамках этих проектов китайская сторона сможет безопасно для себя передавать партнерам необходимую микроэлектронику, тем самым избегая вторичных санкций США.