Берлин и, в меньшей степени, Париж выступили против общей линии НАТО в отношении России, всячески пытаясь охладить воинственную горячку Вашингтона и Лондона. В европейских столицах, растет понимание, что провокационные действия англосаксов вышли за все разумные и безопасные для Старого Света пределы.
В Североатлантическом Альянсе разразился громадный скандал. Виной всему, по мнению СМИ, президент Хорватии Зоран Миланович, который открыто выступил против вступления «одной из самых коррумпированных стран мира» — то есть Украины, — в НАТО, а также заявил, что в случае конфликта России и Украины Хорватия не только не будет отправлять в зону конфликта своих солдат, но и вернет на родину «всех до последнего хорватского военного». Казалось бы, кому интересно мнение президента далеко не самой важной страны НАТО? Однако проблема для Альянса в том, что господин Миланович выражает точку зрения не только свою, но и значительной части лидеров других европейских государств. В том числе и куда более важных стран НАТО – Германии и Франции, — которые категорически не согласны с подходом США и Великобритании как к украинскому вопросу, так и к европейской безопасности в целом.
Новости партнеров
Конечно, в Штатах снова обвинят в этом Россию и ее дезинформационную политику – мол, Москва годами стремилась расколоть НАТО, ослабить трансатлантическую солидарность. Да, действительно, стремилась, но Москва лишь пыталась снизить деструктивное влияние Соединенных Штатов на европейскую безопасность – ведь, в отличие от стран Европы (к которым относится и сама Россия), Соединенные Штаты лишь усиливают конфликтность на континенте. «Россия постоянно выходит из соглашений, которые на протяжении десятилетий поддерживали мир на континенте», — возмущается госсекретарь Энтони Блинкен, но в реальности именно США выходили из этих соглашений. Из Договора о ракетах малой и средней дальности, Договора по открытому небу, Договора о противоракетной обороне. Это Америка похоронила обновленный вариант Договора о вооруженных силах в Европе, а также Будапештский меморандум по Украине (в тот самый момент, когда вмешалась в украинские внутренние дела и поучаствовала в организации там государственного переворота). И такое поведение Штатов рассматривалось в европейских элитах как провоцирование России и прямая угроза безопасности Старого света.
Да, долгое время европейские страны – те же Германия и Франция – смотрели на американские игры с безопасностью с осуждением, но без публичных порицаний. Все-таки элиты ЕС и евробюрократы слишком привыкли к тому, что Америка снимает с них бремя ответственности за управление европейскими и иными делами – привыкли ни за что не отвечать. Однако размах американских провокационных действий в последние недели оказался чрезмерным – ведь Вашингтон и Лондон буквально конструируют реальность войны.
Неудивительно, что та же Германия выступила категорически против американо-британского нарратива о якобы вот-вот готовом начаться вторжении России на Украину, отказалась продавать оружие Киеву и запретила той же Эстонии передавать украинскому режиму произведенное в ФРГ вооружение. Париж в целом поддержал подход Берлина – президент Франции Эммануэль Макрон, как и его немецкий коллега, настаивают на переговорном варианте решения всех проблем. По мнению британской The Guardian, на Западе «растут страхи о том, что Германия и, в меньшей степени, Франция отходят от американской и британской позиции не только по вопросу о том, как надо отвечать на будущую агрессию России против Украины, но и в оценках неотвратимости этой угрозы». И это уже угроза не просто единой позиции Альянса по украинскому вопросу – Берлин с Парижем фактически подрывают образ западного единства, являющийся одним из столпов американской внешней политики.
Ряд западных СМИ обвиняют немецкое руководство в шкурных интересах. «Берлин демонстрирует серьезную реальность: столкнувшись с двумя наиболее серьезными угрозами для безопасности США и всего сложившегося после окончания холодной войны мирового демократического порядка – то есть Китая и России, — Германия больше не может считаться надежным союзником. Для Германии дешевый газ, экспорт автомобилей в Китай и стремление сохранять спокойствие господина Путина кажется важнее, чем союзническая демократическая солидарность», — возмущается The Wall Street Journal. И эти обвинения отчасти правда. Действительно, Германия по какой-то странной причине пытается продвигать интересы своего бизнеса и заботится о своей экономике. Да, она готова жертвовать личными интересами – но на благо общего конструктивного дела, а не бросать эти интересы на алтарь все более и более отрывающихся от реальности американских внешнеполитических хотелок.
К тому же здесь есть еще один важный момент. В раскручивающемся Соединенными Штатами украинском кризисе немцы видят не только риски, но и возможности. Заняв конструктивную позицию и не участвуя в американо-британской информационной истерии, Берлин показывает Москве свою субъектность – и надеется, что Российская Федерация ее оценит, после чего станет наконец-то обсуждать вопросы европейской безопасности не только с США, но и непосредственно с лидером Евросоюза.
Впрочем, тут у Германии есть конкурент в лице тоже демонстрирующей в последние дни чудеса конструктивности Франции. «Украинский вопрос нужно рассматривать прежде всего в контексте апрельских выборов президента Франции. Макрон в рамках предвыборной кампании будет убеждать всех, что он может выступить лидером Европы, имеющим сценарий решения проблем с Украиной. Он будет говорить, что Париж имеет право возглавить диалог с Москвой и что эти традиции были заложены еще при де Голле», — говорит генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
Остается лишь надеяться на то, что благодаря нынешнему безответственному поведению Вашингтона и Лондона протрезвеют не только главы Германии и Франции, но и элиты других европейских государств. И тогда, возможно, конструктивный (не дружественный, а именно конструктивный) подход к России станет среди них если уж не модным, то, хотя бы, чуть более распространенным.
Новости партнеров
Правда, в этом случае НАТО будет ожидать еще больший скандал.