Для чего в Средиземное море к Тартусу Генштаб стягивает корабли сразу четырех флотов России
Через считанные недели причалы основных баз Северного, Тихоокеанского, Черноморского и Балтийского флотов окажутся практически пустыми. Как сообщили в Министерстве обороны России, в конце января и в феврале почти все боеготовые корабли, подводные лодки, катера и суда обеспечения синхронно и явно по единому замыслу будут одновременно выведены в полигоны боевой подготовки в Средиземном, Северном, Охотском морях, в северо-восточной части Атлантического и в Тихом океане. В чём может заключаться этот замысел Генерального штаба ВС РФ?
Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, нельзя не обратить внимание, что практически в то же время (с 10 февраля 2022 года) на территории Белоруссии возле государственных границ с Польшей и Украиной начинается активная фаза весьма масштабных совместных российско-белорусских учений «Союзная решимость-2022». Пространственный размах этих маневров — масштабней некуда. От реки Буг до побережья Тихого океана. Потому что, как пояснил заместитель министра обороны России генерал Фомин, готовиться предстоит «не только к действиям в своих границах ответственности, но и к решению внезапно возникающих задач по локализации кризисных ситуаций на любых угрожаемых направлениях».
Новости партнеров
И далее тоже чрезвычайно важное от генерала Фомина: «Может сложиться ситуация, когда сил региональной группировки (объединяющей боевые возможности белорусских вооруженных сил и нашего Западного военного округа — Ред.) будет недостаточно — и было достигнуто понимание, что для общей защиты необходимо будет привлечь весь военный потенциал двух стран».
Поэтому, по словам замминистра обороны, для отражения прогнозируемых угроз в Белоруссию до 10 февраля предстоит по воздуху и по железной дороге перебросить даже часть сил и органов военного управления Восточного военного округа. Который, как известно, целиком дислоцирован за Уралом: в Сибири и на Дальнем Востоке.
О том, что в «Союзной решимости-2022» одновременно примут участие Южный и Центральный военные округа, а также Воздушно-десантные войска и Воздушно-космические силы и говорить в таком контексте излишне. Конечно, примут. А как же иначе!
То есть, намек Кремлём сделан — прозрачней некуда. Москва считает всё более реальным прямое военное столкновение с силами блока НАТО на западном стратегическом направлении. Основные события по этому сценарию грозят развернуться в Польше, на белорусской земле и на земле Украины. И было бы очень странным, если бы к отражению предполагаемого сокрушительной силы удара Североатлантического альянса и его союзников, одновременно с сухопутными войсками, десантниками и авиацией поближе к Белоруссии не был бы придвинут и Военно-морской флот РФ. Во всяком случае — на дистанцию залпа по целям в Западной Европе высокоточными ракетами «Калибр» морского базирования.
Его и придвигают, как мы видим. Причём, не просто придвигают абы кого. Поближе к местам учебных сражений (в Средиземное, Северное, Балтийское и Чёрное моря) Москва решила направить всё, что в состоянии сегодня оторваться от российских причалов на всём гигантском пространстве трех океанов: Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого.
Как объявили в Минобороны, это 140 кораблей и вспомогательных судов. А сколько у нас их всего? По данным из открытых источников, если вести речь только о боевых единицах Северного, Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов и Каспийской флотилии, то на сегодня суммарно их 112 (это если брать в расчёт только первого и второго ранга). Если конкретнее:
— 10 ПЛАРБ с баллистическими ракетами;
Новости партнеров
— 10 ПЛАРК с крылатыми ракетами;
— 14 многоцелевых атомных подлодок;
— 23 дизель-электрических подводные лодки;
— 1 авианосец;
— 5 ракетных крейсеров;
— 11 эсминцев и больших противолодочных кораблей;
— 7 фрегатов;
— 10 корветов;
Новости партнеров
— 21 большой десантный корабль.
Понятно, что часть из них в достаточно продолжительных ремонтах (как, скажем, наш единственный авианосец «Адмирал «Кузнецов»). Часть — на модернизации (как большие противолодочные корабли «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Виноградов»).
Понятно, что на флоте существуют ещё значительное количество малых ракетных и малых противолодочных кораблей. Которые просто не поместились в приведённом мною перечне. Но они тоже совершенно определенно в конце января-феврале, к началу «Союзной решимости-2022», повсюду выйдут в море.
Но даже и с учетом этих неопределенностей, на мой взгляд, совершенно понятно, что вытолкать в трех океанах в полигоны сразу 140 боевых и вспомогательных единиц Главному штабу ВМФ можно будет лишь просто-таки звериным напряжением сил. А такое напряжение приходится проявлять обычно лишь когда война буквально у порога. Вероятно, так оно сегодня и видится из Москвы.
Как следствие — через несколько недель, с началом учений «Союзная решимость-2022», в том же Средиземном море, в южном подбрюшье НАТО, в составе нашего постоянного оперативного соединения в этих водах будет сконцентрирована невиданная здесь в постсоветские годы мощь. Пока, на начало января, российская эскадра, опирающаяся на сирийский порт Тартус, выглядит вполне обычно. И включает чуть более десятка кораблей, судов и подлодок. Среди них:
— 3 дизель-электрические подводные лодки («Ростов-на-Дону», «Краснодар», «Новороссийск»);
— 1 фрегат («Адмирал Григорович»);
— 1 малый ракетный корабль («Вышний Волочёк»);
— 1 патрульный корабль («Дмитрий Рогачёв»);
— 1 тральщик («Вице-адмирал Захарьин»)
— 2 больших десантных корабля («Цезарь Куников» и «Орск»).
— 1 спасательное судно («ЭПРОН»);
— 1 малый морской танкер («Вице-адмирал Паромов»).
Но скоро в Тартусе станет намного теснее. Потому что сегодня в Сирию из Атлантики и из Индийского океана направляются два крупных отряда российских боевых кораблей.
Если детальнее: через Ла-Манш и Гибралтарский пролив — сразу шесть больших десантных кораблей. Три балтийских («Королёв», «Минск» и «Калининград») и три североморских («Георгий Победоносец», «Пётр Моргунов» и «Оленегорский горняк»). По свидетельству очевидцев, идут они предельно загруженными.
Чем загруженными — остается лишь гадать. Но потенциально в твиндеках каждого может находиться до десятка средних танков и до батальона морских пехотинцев. В таком случае вряд ли кто-то удивится, если окажется, что Тартус для этого балтийско-североморского отряда — лишь промежуточная остановка. А далее шестёрка БДК повернёт в Чёрное море, к Крыму, откуда до всё более и более враждебной нам Украины — рукой подать. В этом случае, заранее бьёт тревогу американское издание The Drive, десантный потенциал Черноморского флота России увеличится, как минимум, вдвое.
Или в действительности под палубами направляющихся к Тартусу кораблей некие ракетные пусковые установки? Кто знает? Но не будем гадать. Просто подождем. Всё разрешится уже очень скоро.
А через Красное море и Суэц к Сирии вот-вот направятся тихоокеанские гвардейский ракетный крейсер «Варяг», большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц» и большой морской танкер «Борис Бутома». С 18 по 22 января эти ощетинившиеся стволами посланцы Владивостока, правда, ещё успеют принять участие в Оманском заливе в совместных с Китаем и Ираном и третьих в таком формате в истории учениях «Пояс морской безопасности». Но складывается впечатление, что Оманский залив — не главная точка их перехода. Главная — Средиземное море. Потом, возможно, — Севастополь. Откуда и этим дальневосточникам предстоит вступить в учебную войну с НАТО на западном стратегическом направлении.
В целом размах нынешнего генштабовского замысла смотрится едва ли не грандиозно. В том, что касается ВМФ России — почти как у учений «Океан-70» во времена Советского Союза (апрель-май 1970 года).
Тогда их действие тоже развернулось на просторах одновременно Тихого, Индийского, Северного Ледовитого и Атлантического океанов. По мнению доцента советологии при Объединённом колледже военной разведки в Вашингтоне Брюса Уотсона, «Океан-70» стал местом флотских испытаний всех новейших военно-морских разработок Советского Союза. Манёвры, по словам Уотсона имели своей целью комбинировать осуществление стратегической (глобальной) военно-морской операции с военно-воздушной, надводной и подводной компонентами с высокоточными разведывательными данными. И цели своей они достигли.
Безусловно, я понимаю, что сегодня сравнение места и роли флота с той, что была так убедительно продемонстрирована советскими моряками в 1970-м, сильно хромает. И трубы у ВМФ РФ сейчас пониже, и дым пожиже. Однако и о том, что мы, оказывается, уже в состоянии осуществлять в Мировом океане, десяток лет назад нельзя было и мечтать.