Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба обвинил российскую сторону в том, что она тормозит организацию встречи «нормандской четверки»:
«Недавно Украина получила, одновременно с Германией и Францией, проект итогового документа встречи министров «нормандского формата», который предложила РФ. Он был далек от предыдущих предложений, подготовленных Германией и Францией. Фактически, российское предложение шло вразрез им и состояло преимущественно из штампов российской пропаганды. Это не проект документа, а попытка затормозить процесс, подорвать усилия наших немецких и французских партнеров как посредников, которые пытаются организовать результативные встречи».
Новости партнеров
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова ответила Кулебе о позиции России по «нормандскому формату» в своем Telegram-канале :
«Не тормозит, а не собирается участвовать в пустом постановочном мероприятии. Наполните его смыслом, а именно выполните то, о чем договаривались ранее в ходе саммитов в «нормандском формате», и тогда появится повод обсудить и новую встречу».
Между тем, пока идут обсуждения возможных встреч по «нормандскому формату», киевские силовики обосновались в поселке Старомарьевка на Донбассе, вывесили флаг и вырыли траншеи.
Политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко объяснил «Журналистской правде», как можно разрешить украинский кризис без «нормандского формата».
«Переговоры в нормандском формате, в котором заявлены четыре участника (Россия, Украина, Германия, Франция), не могут состояться без одного из них – без России. Могут состояться переговоры с кем угодно и о чем угодно, но это не будет «нормандским форматом». Россия ведет переговоры с Германией и Францией по украинскому вопросу, но их тоже нельзя назвать «нормандским форматом», так как для этого в переговорах должны участвовать все четыре стороны.
Россия отказалась от встречи в «нормандском формате», причем об этом мы говорили последние три года. Еще во время президентства Порошенко Владимир Путин говорил, что обсуждений не будет, пока не появится предмет для разговора. Обсуждать каждый раз невыполнение Украиной обязательств Россия не собирается. Франция и Германия такую позицию поддерживают, о чем официально заявляли.
Есть три варианта для разрешения украинского вопроса: ничего не делать, вести переговоры ни о чем и воевать с Украиной. Последний вариант никто использовать пока не собирается. Вести переговоры ни о чем тоже бессмысленно. Получается, пока ничего не сделать. Но Украина себя чувствует всё хуже и хуже, если не сказать, что не чувствует ничего совсем. С отсутствием одного из участников и кризиса не будет. Тогда возникнет другой вопрос, что делать с тем, что останется от Украины. Но это будет уже другой кризис, а украинский вопрос снимется сам собой».