Нежелание «Газпрома» увеличивать транзит газа через Украину лишает Киев главного аргумента в переговорах с ним. Об этом заявил политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
«Газпром» отказался от бронирования дополнительных транзитных мощностей через Украину в октябре, что привело к новому всплеску цен на газ в Европе. По мнению Ищенко, российская компания действует абсолютно рационально, выбивая из рук Киева главный аргумент в переговорах о будущем контракте.
Новости партнеров
Украина, как считает политолог, предъявила бы высокий транзит как подтверждение востребованности своей трубы. Стремление «Газпрома» к сокращению прописанных в контракте объемов, в том числе ради загрузки обходных газопроводов, Киев и его европейские единомышленники непременно подали бы как политически мотивированное решение.
«А если «Газпром» вообще перестанет гнать через украинскую трубу газ, а будет только платить за 40 млрд транзита по принципу «качай или плати», то к 2024 году, если эта труба еще будет в состоянии что-то через себя прокачивать, «Газпром» спокойно скажет: зачем нам эта труба? Она все эти годы была сухой. Поэтому никаких контрактов», – объяснил Ищенко.
Основываясь на минимальном объеме транзита газа через Украину за 2020–2024 годы, «Газпром» получит возможность выторговать более выгодные для себя условия в возможном новом контракте. У украинской стороны уже не будет фактов, доказывающих потребность российского экспортера в ее газотранспортной системе. Исходя из этого, «Газпром» после запуска «Северного потока – 2» может заплатить Украине за транзит, но не осуществлять его: такое право предусматривает принцип «качай или плати», на котором основан действующий контракт.
«Базируясь на этом, «Газпром» будет продавливать свои интересы в отношениях с Украиной», – сказал Ищенко на YouTube-канале «Украина.ру».
Аналитики отмечают, что наращивание украинского транзита невыгодно «Газпрому», так как страна установила крайне высокий тариф на поставку сверх контрактных объемов. Однако в Европе предпочитают молчать об этом, когда требуют от российской компании увеличивать поставки газа.