Бизнес на Курилах будет на десять лет освобожден от уплаты ключевых налогов на прибыль, на имущество, а также земельного и транспортного налогов, заявил Владимир Путин в ходе состоявшегося на прошедшей неделе Восточного экономического форума. Он подчеркнул, что речь идет о компаниях, которые не просто регистрируются на Курилах, а реально работают на островах: строят здания, создают предприятия, нанимают сотрудников. Кроме того, на всей территории Курильских островов предполагается задействовать режим свободной таможенной зоны. «То есть ввозить товары, оборудование и вывозить готовую продукцию будет проще и удобнее. В ее рамках также не будет взиматься НДС, пока товар не покинет территорию», — подчеркнул В. Путин.
По словам президента, важно, что налоговыми и административными преимуществами на Курилах смогут воспользоваться не только отечественные компании, но и иностранные инвесторы, в том числе и японские партнеры.
Новости партнеров
По поводу как раз «японских партнеров» больше всего вопросов. Напомню, о возможности совместной хозяйственной деятельности на Курилах говорится уже много лет. Визит российского президента в Японию в декабре 2016 г. (первый за 11 лет) подавался как прорывной: было заключено 68 соглашений на $2,5 млрд, но главное – руководители государств приняли совместное заявление, в котором отметили, что важным шагом на пути к заключению мирного договора может стать начало консультаций о совместной хозяйственной деятельности России и Японии на островах.
Однако соглашение осталось исключительно рамочным. Уже тогда стороны столкнулись с непреодолимой преградой – разницей в понимании юридической стороны вопроса. Это было не просто разночтение, а диаметрально противоположные подходы.
Дело в том, что российская сторона сразу же дала понять, что любая совместная деятельность возможна исключительно на основе российского законодательства. Отвечая на соответствующий вопрос журналистов, помощник российского президента Юрий Ушаков четко заявил: «Конечно, это территория Российской Федерации».
При этом он добавил, что параметры документа о начале консультаций по совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах проработали лично Путин и Синдзо Абэ. Однако у японского премьера оказалось иное видение ситуации. Он уже тогда сказал, что совместная деятельность будет осуществляться «в рамках специальной японско-российской системы», не объяснив, однако, что он имеет в виду. А что тут можно иметь в виду, если Москва исключила какую-либо иную систему, кроме той, что не противоречит российской Конституции, согласно которой Курилы – это неотъемлемая часть России и точка?
Понятно, что предложение Токио вести совместную деятельность по нашим законам фактически означает для Японии признание российской принадлежности Курил. А это для нее неприемлемо, ведь «возращение северных территорий» стало для японцев главным приоритетом внешней политики. Надо понимать, что на совместную деятельность (к слову, подобные предложения поступали еще с советских времен, но Токио их игнорировал «до решения территориального вопроса») Абэ согласился только с одной целью – создать предпосылки для «возвращения» островов. Сначала юридически, создав некую систему, которая бы ставила под сомнение российскую юрисдикцию в регионе, а потом и экономически, подмяв острова под себя, заполонив японскими товарами и услугами, приучив местных жителей к японскому присутствию и создаваемым для них «благам цивилизации», что должно было склонить их к принятию японского гражданства и идее присоединения к Японии.
В Токио таких намерений никогда особо не скрывали. Вот показательная цитата из изданной еще в 2000 году в России на русском языке, но на японские деньги книги «Вехи на пути к заключению мирного договора между Японией и Россией. 88 вопросов от граждан России»: «Совместное экономическое освоение островов может явиться одним из звеньев выработки условий для разрешения проблемы северных территорий. В этом случае возможен следующий сценарий: совместное японо-российское экономическое освоение северных территорий будет осуществляться таким образом, что российская сторона предоставит землю и дешевую рабочую силу, а японская – все остальное: капиталовложения, технику, технологию и рынок. В результате совместного экономического освоения под руководством Японии и в связи с возрастанием ее экономической мощи северные острова Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп постепенно перестанут отличаться от территории Японии. Затем в определенный момент эти острова становятся территорией Японии, и происходит их возвращение Японии как юридически, так и формально. Таким образом, получится, что Япония вернет себе все: капиталы, деньги, вещи, всех людей и всю технологию».
Между прочим, книга отпечатана в «типографии Управления делами президента РФ», что дает основание думать, что сама идея сдачи Курил в обмен на инвестиции внедрялась в головы российской политической элиты уже давно. Однако активная дискуссия об этом разгорелась именно в последние несколько лет.
Новости партнеров
Напомню, что разговоры о возможной сдаче островов японцам, подогреваемые сообщениями японских СМИ и выдержанные в таком стиле, как будто острова уже у них «в кармане», вызвали нешуточный скандал в российском обществе. Очевидно, что успокоение тревожных настроений стало одной из причин внесения поправок в Конституцию, запрещающих отчуждение территории и вводящих уголовную ответственность за одни только разговоры об этом.
Правда и тут российские власти поспешили успокоить японцев. «Мне кажется, что принятые поправки в Конституцию никак не повлияют на продвижение сотрудничества наших стран по развитию такой совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах», — заявил тогда заместитель министра иностранных дел РФ Игорь Моргулов.
Японские власти тогда, надо отметить, проявили самурайскую выдержку, чего не скажешь о СМИ, которые дружно разразились заявлениями на тему, что «ни о какой совместной деятельности в подобных условиях и речи быть не может».
Японские СМИ и особенно их читатели, очевидно, высказывают многие мысли, которые присутствуют в головах политической элиты, но которые по понятным причинам она не может озвучить. Причем зачастую реакцией на очередные заявления российских политиков о нерушимости границ и поездки официальных лиц РФ на острова, а также военные учения на них являются весьма радикальные заявления. Так, например, этой весной в ответ на слова официального представителя российского МИД Марии Захаровой, которая высказалась по поводу размещения в Японии американских ракет, призвав стороны не провоцировать новый виток гонки вооружений, некоторые читатели японских СМИ предложили создать в стране атомное оружие и ударить по России ракетами, «превратив ее в море огня».
Вот и недавние слова российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, который в негативном ключе отозвался о предложениях Токио о совместной деятельности на их условиях, заявив, что российская Конституция запрещает работать по юридической системе, которая отличается от российской, многие японцы отреагировали весьма бурно.
Среди примеров такой реакции – мнение о том, что Японии давно пора сменить тактику по вопросу «северных территорий». Один из читателей предлагает «держаться от России» подальше, так как сотрудничество с Японией лишь усиливает ее» благодаря получаемым от сотрудничества технологическим возможностям. Другой же призывает «начать действовать безжалостно» и ввести против России санкции. Наконец, третий считает, что Токио сможет вернуть «северные территории», только начав войну, в противном случае придется «терпеть унижение».
Вопрос, а японские власти знают о подобных настроениях? Смотрят на них сквозь пальцы или сами же их искусственно подогревают? Ответ, думается, очевиден. О какой тогда совместной деятельности речь, если она интересна Токио исключительно в контексте экономической экспансии для «возврата островов», чего японцы даже не скрывают?
Очевидно, осознание того факта, что переговоры о совместной деятельности зашли в тупик, и стало причиной новых инициатив Кремля по Курилам. Вводя режим беспрецедентных налоговых льгот, Москва фактически создает там внутренний офшор, от которого уже нереально будет отказаться, а также приглашает туда всех, включая китайцев, что для японцев вообще караул.
Новости партнеров
Другой вопрос, а получится ли что-либо из этой затеи? Ведь на островах уже существует «территория экономического развития», написана федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2016-2025 годы». Была предусмотрена масса льгот для привлечения капиталов. И что? Где результаты? И как это интегрируется с новыми инициативами? Вопросов больше, чем ответов.
Надо учитывать еще ряд факторов.
Заход на острова любых иностранных компаний (не только китайских) вызовет гнев Токио, который откажется участвовать в этом из принципа, что закроет тему совместного освоения всерьез и надолго. Даже если никто другой не придет туда, то с японцами остаются прежние вопросы. Мелкий и средний бизнес зависит от позиции государства и не пойдет против него (пару лет назад японская компания уже пыталась начать работать на островах, но японские власти запретили ей это делать), а серьёзным ТНК Курилы просто неинтересны (если речь не идет о таких вещах, как добыча редкоземельных металлов, на что не согласится уже Москва).
Наконец, смущает и обозначенный Кремлем срок – 10 лет. По-хорошему, создание подходящей для ведения бизнеса инфраструктуры это уже 3-5 лет. То есть любые вложения – это среднесрочная перспектива. Пойдут ли инвесторы на такие условия – большой и большой вопрос.
Кроме того, тут могут подстерегать две опасности. Во-первых, внутренний офшор может превратиться в очередную «прачечную». Во-вторых, он может стать «черной дырой» для вывоза леса и полезных ископаемых в Китай. Острова от Москвы далеко, следить за ними будет трудно.
Этим, кстати, активно пользуются местные предприниматели. Я посетил острова этим летом и мог лично наблюдать, как там живут люди. Многие зарабатывают, мягко говоря, не совсем законным бизнесом, вывозя те же морепродукты в Китай и Японию. Туда идут трюмы, набитые крабом, обратно – долларами. И Москва на это или закрывает глаза, или просто неспособна контролировать. Люди привыкли так жить, и навряд ли захотят что-либо менять, менять нужно психологию людей прежде всего.
Пока действия российских властей выглядят скорее как попытка показать место Японии, которая не желает отказываться от своей твердолобой позиции. Российским властям и бизнесу еще предстоит доказать, что введением льготного налогового режима дело хозяйственного переустройства Курил не закончится.