Военно-воздушные силы США находятся в «переходном состоянии» от своего затянувшегося прошлого к весьма туманному и отдалённому будущему
Есть ли перспективы у истребительной силы
Чтобы оценить по достоинству опубликованную в журнале американской военно-воздушной ассоциации Air Force Magazine программную статью «Перспективные истребительные силы», посвящённую оценке основных трендов развития военно-воздушных сил США, надо чётко понимать следующее. Американский военный истэблишмент, на представителей которого ссылается автор данной статьи, обычно допускает резкие высказывания только по строго определённому свыше адресу. Например, в отношении России, как это сделал недавно командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Роберт Берк, который напугал весь мир своими угрозами обстреливать пролетающие мимо его кораблей российские самолёты.
Новости партнеров
Во всех остальных случаях, особенно в том, что касается предмета их служебной деятельности, пентагоновские генерал-адмиралы предпочитают быть предельно осторожными и прибегают к самым обтекаемым формулировкам. Ибо по понятным причинам не хотят рисковать своим служебным положением и перспективами трудоустройства в каком-нибудь военно-промышленном концерне после отставки.
Если с учётом данной принципиально важной поправки подойти к тому, о чём сообщают американские большие начальники в указанной статье в крайне осторожных и даже натужно оптимистических выражениях, то становится вполне понятно, что эзоповым языком в ней повествуется о самой настоящей катастрофе, в преддверии которой оказались, по сути, военно-воздушные силы номинально крупнейшей в мире авиационной державы.
Давайте присмотримся к этим гладко причёсанным фразам именно под таким углом зрения:
Заместитель начальника штаба ВВС США по планам и программам генерал-лейтенант Дэвид С. Нахом заявил, что ВВС США больше не могут позволить себе содержать семь типов стареющих истребителей. «Около 44 процентов парка ВВС США сейчас летает с истекшим сроком службы», — отметил Нахом. Семь типов истребителей необходимо консолидировать «до чего-то управляемого».
С поправкой на строго обязательное «фирменное» смягчение любого негатива, можно уверенно утверждать, что реальная цифра полного износа авиапарка ещё хуже и находится где-то в диапазоне от половины до двух третей всей боевой техники. Таким образом, номинально гигантский авиапарк ВВС США можно смело поделить как минимум на два. Что уже само по себе даёт достаточно внушительный минус.
F-35 — «краеугольный камень» на шее ВВС США
А теперь посмотрим на качественную сторону этой военно-воздушной мощи с учётом их перспективы на ближайшие десять лет:
Новости партнеров
«Истребительный парк ВВС США 2030-х годов будет сильно напоминать их истребительный парк 1980-х годов. Знакомые самолёты, такие как F-15, F-16 и даже A-10 образца 1970-х годов, останутся. Производство F-22 образца 2000-х годов прекращено. F-35, всё ещё находящийся в производстве, станет основой парка, дополненный одним или несколькими новыми типами самолётов, которые ещё предстоит разработать. Так в ВВС США балансируют сегодняшние требования с требованиями будущего».
Таким образом, основу боевого парка ВВС США на сегодняшний день и вплоть до 2030 года будут составлять самолёты конструкции полувековой давности. То есть такой, что отражает то понимание военных задач и способов их решения, которое было актуальным во времена, когда Советским Союзом управлял Леонид Ильич Брежнев, а США по уши увязли в трясине вьетнамской войны. Для мировой авиационной державы номер один, в качестве которой США обожают презентовать самих себя, это, согласитесь, невероятно «круто»!
Что же касается «надежды и опоры» нынешней и будущей американской авиации — истребителя F-35, то крупнозвёздные пентагоновские военспецы пишут о нём такое, что, если перевести их слова с политкорректного на общедоступный язык, то это просто «туши свет». Потому что в реальной действительности и в свете всех претензий к этому самолёту, можно смело считать, что такой боевой единицы в составе ВВС США просто нет.
«Если бы эксплуатационные затраты и затраты на техническую поддержку могли быть снижены до приемлемого уровня, «F-35 мог бы выполнять эту роль», согласно тезисам начальника штаба ВВС США генерала Чарльза К. Брауна-младшего (речь идёт о войнах в странах третьего мира и обеспечении ПВО континентальной территории США. — Авт.). Он предположил, что эксплуатационные расходы F-35 можно было бы снизить, если бы он был сохранён для сложных задач и не задействовался бы так часто или с такой интенсивностью, или не использовался бы для задач, не требующих скрытности или высокотехнологичных датчиков. ВВС США хотят снизить эксплуатационные расходы, которые в настоящее время являются «неприемлемыми», по заявлению исполнительного директора программы F-35 генерал-лейтенанта Эрика Т. Фика».
Таким образом, «сухой остаток» по F-35 выглядит следующим образом. Расходы по эксплуатации этого самолета в войсках настолько неподъёмные даже для военного бюджета США, что этот поистине золотой самолёт в боевых условиях целесообразно использовать только для решения крайне узкого круга задач, которые могли бы оправдать применение настолько дорогостоящей боевой техники. А говоря ещё проще, надо будет, причём не в мирное время, а в условиях войны, находить для этого «пепелаца» настолько эксклюзивные и важные цели, чтобы отнюдь не нулевой риск его уничтожения средствами ПВО был бы хотя бы частично оправдан.
Для любого военного человека вполне очевидно, что это уже само по себе равнозначно смертному приговору данному виду военной техники. Которая настолько прихотливая и самоценная, что в боевых условиях полевому командиру от неё проще отказаться, чем ломать себе голову, а заодно и карьеру, постоянно решая задачку о «квадратуре круга» без всяких шансов найти приемлемый ответ.
Иначе говоря, сегодня в качестве будущего американской военной авиации фигурирует изделие, которое, даже без учёта своих врождённых дефектов, а они до сих пор не устранены, элементарно не функционально в той мере, как это требуется от полноценного боевого самолёта.
В этой связи у нас есть законный повод передать «большой привет» правителям Польши и прочим американским сателлитам, которые, похоже, до сих пор в полной мере не осознали, какую изрядную свинью подложили им американские союзники, навязавшие этим странам самолёт, эксплуатационные расходы которого являются неприемлемыми даже для самих США! Но у этих американских прихлебателей ещё будет время оценить истинную стоимость этого «кота в мешке».
Новости партнеров
Таким образом, F-35, этот «краеугольный камень ВВС США», как назвал его генерал Браун, в реальной действительности является скорее камнем на шее, будучи самолётом с неприемлемыми эксплуатационными расходам и с такими ограничениями по боевому применению, которые лишают его существование смысла, во всяком случае, в качестве полноценной замены самолётам 50-летней давности.
В бой не пойдут «старики»
Остаётся добавить, для полного представления о текущем моменте американского военно-воздушного бытия, что средний возраст находящихся в строю машин достигает тридцати лет и что неизбежным следствием такого положения дел являются дальнейшие глубокие сокращения численности авиапарка:
«К 2026 году ВВС США планируют списать 421 истребитель и заменить их всего 304 новыми, что приведёт к чистому сокращению на 117 самолётов — крупнейшему сокращению ВВС с начала 2010-х годов. Генерал Браун указал, что F-15C уже достиг запланированного предела срока службы и его ресурс не может быть экономически рационально продлён. Все 234 истребителя F-15C могут быть списаны к концу 2026 года, их заменят всего 84 новых F-15EX, хотя в планах ВВС США указано, что в последующие годы будет добавлено ещё 60 F-15EX. Сокращение парка штурмовиков A-10 с 281 самолёта на сегодняшний день до 218 означает сокращение двух из девяти эскадрилий к 2023 году. К 2030 году, по словам заместителя начальника штаба ВВС США по стратегии, интеграции и требованиям генерал-лейтенанта С. Клинтон Хиноте, A-10 больше не будет жизнеспособным. Хиноте сказал, что ВВС США не собираются создавать «ещё один уязвимый самолёт непосредственной поддержки с воздуха», такой как A-10».
Что же касается того, в каком направлении ВВС США собираются развиваться в будущем и какими им видятся дальнейшие перспективы успешной вооружённой борьбы в воздухе, то в целом эти перспективы выглядят достаточно туманными.
В качестве временной полумеры они были вынуждены пойти на модернизацию вполне допотопного тяжёлого истребителя F-15 в вариант F-15EX. Однако это именно временная и вынужденная мера, призванная хоть как-то компенсировать практически неразрешимые проблемы с F-35.
«С двумя дополнительными узлами подвески по сравнению с F-15C, конформными топливными баками для большей дальности и способностью нести крупногабаритное вооружение большой дальности, как для задач «воздух-воздух», так и для задач «воздух-земля», F-15EX должен быть, как это описывается в частных заявлениях представителей ВВС США, «грузовиком с оружием»».
Считать этот «грузовик с оружием» принципиально новым словом в военной авиации нет, разумеется, никаких оснований. Тем более, что F-15EX по своим основным параметрам практически аналогичен российскому тяжёлому истребителю Су-30СМ и явно уступает фронтовому бомбардировщику Су-34.
Притом, что генералы Пентагона явно дают понять, что не связывают будущее своей военной авиации с такими платформами, как F-35 и F-22, а более старые модели, даже с учётом их модернизации, никак не могут быть прообразом «светлого будущего», всё, фактически, сводится к существующим, в основном на бумаге, проектам некоего истребителя шестого поколения Next-Generation Air Dominance (NGAD).
Несостоявшееся поколение NGAD
Идея этого самолёта, если отбросить в сторону заздравную многословность политиканствующих военачальников, сводится к избавлению от главных пороков всем уже опостылевшего якобы универсального F-35. Американские военные явно хотят «отдохнуть душой» на гораздо более дешёвом и простом в эксплуатации самолёте, который не морочил бы им голову необходимостью строительства специальных аэродромов и выстраивания сверхсложных технологических цепочек, которые просто невозможно поддерживать во время войны.
Идея NGAD, несмотря на её явно неблагозвучную для русского уха аббревиатуру, в этом смысле, вполне здравая. Однако до её реализации, даже в самом лучшем случае, пройдёт не менее десяти лет. Причём в этих сроках сомневаются сами генералы ВВС США:
«NGAD всегда описывался как «семейство систем», которое, вероятно, будет включать в себя беспилотные самолёты сопровождения… Однако генерал Хиноте сказал, что он сомневается, что 10 лет будет достаточным сроком для ввода в строй первого NGAD. Пока не ясно, какую роль при перспективном истребителе будут играть автономные или дистанционно пилотируемые самолёты. ВВС США изучают недорогие автономные ударные системы Low-Cost Autonomous Attritable Systems (LCAAS) — беспилотные самолёты, достаточно дешёвые, чтобы их боевые потери были допустимыми в течение всей кампании. В мае генерал Браун двусмысленно заявил, что недавние военные симуляции показали, что правильное сочетание пилотируемых и беспилотных боевых самолётов в 2030-х годах будет двухсторонней проблемой».
Как видите, слишком много неясного и туманного в этой концепции. С одной стороны, стремление заглянуть за горизонт будущего можно считать похвальным и правильным. Но с другой, с учётом имеющегося провального опыта такого «заглядывания» в случае с F-35, вполне понятна осторожность командования ВВС США, для которых повторный провал такого масштаба может оказаться фатальным.
В целом же факт постепенной, но вполне неуклонной и, похоже, необратимой деградации военно-воздушных сил бывшей единственной сверхдержавы этого мира можно считать достаточно очевидным и вполне доказанным.