Сколько надо времени, чтобы погубить единственный российский авианосец?
Сроки сдачи авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» смещаются еще на год, сообщил источник в российском оборонно-промышленном комплексе порталу «Военное обозрение».
Это не первый перенос, напрямую связанный с особенностью работы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Есть опасения, что и не последний.
Новости партнеров
Процесс ремонта и модернизации единственного российского авианосца медленно, но верно движется в направлении второй половины этого десятилетия.
Сухой док, строящийся на 35-м судоремонтном заводе, будет готов к концу этого года. Но докование «Адмирала Кузнецова» будет производиться в теплое время года. То есть летом 2022 года, заявил источник в ОПК.
Таким образом, авианосец может быть передан Северному флоту для проведения послемодернизационных испытаний не ранее 2023 года.
Первоначально, в 2017 году, передача намечалась на 2021 год.
Однако в технологический процесс вмешалась досадная неожиданность. Осенью 2018 года в Мурманске на 82-м судоремонтном заводе затонул самый крупный в России плавучий док ПД-50, в котором находился «Адмирал Кузнецов» с демонтированными гребными винтами. Корабль, благодаря самоотверженным действиям команды авианосца, спасти удалось. Но он получил серьезные повреждения — была пробита взлетная палуба — в результате падения подъемного крана.
Хотя это была не такая уж и неожиданность. Подобные вещи неизбежно возникают при неправильной эксплуатации сложных инженерных сооружений.
В интересах снижения эксплуатационных расходов на доке была упразднена бригада мотористов и прекращены закупки дизельного топлива, необходимого для работы дизель-генераторов, подающих электроэнергию на откачивающие насосы.
Новости партнеров
В этом месте и «рвануло» — при сильном ветре и тяжелых погодных условиях ночью прекратилась передача электроэнергии с берега на док. Именно поэтому он и затонул, поскольку нельзя было запустить насосы, откачивающие прибывающую воду.
ОСК, конечно, посокрушалась по поводу гибели дока, замены которому у нас в обозримом будущем не предвидится. Имеется в виду именно плавучий док. Это громадное техническое сооружение для Советского Союза построили шведы в начале 80-х годов.
Однако тон заявлений по поводу ремонта и модернизации «Кузнецова» был бодрый. Мол, все в наших золотых руках. На 35-м СРЗ есть два расположенных рядом сухих дока. Мы быстро сломаем перемычку между ними и запустим туда авианосец. И Северный флот получит его в лучшем виде в 2021 году.
Это была попытка ввести в заблуждение и кремлевское начальство, и моряков, и читателей газет с телезрителями.
Действительно, размеры сухих доков таковы: 187×28 м и 236×31 м. Если бы они были расположены последовательно друг за другом, то сломав перегородку, можно было бы получить длину, равную 422 м. Авианосцу для докования необходима длина камеры, равная 335 м. То есть все было бы нормально.
Однако доки расположены параллельно друг другу. И, убрав перемычку между ними, можно выиграть лишь в ширине. Но длина объединенной камеры так и останется, равной 236 м. То есть получается, что необходимо удлинить длинный док на 99 метров, а короткий на 148 метров. При глубине выемки в 14 метров получается гигантский объем работы.
И все это необходимо было проделать в кратчайшие сроки, чтобы не изменился срок сдачи корабля ВМФ.
ОСК объявила тендер на строительство супердока. Но никого тендера, по сути, не было. «Три гиганта — строительные компании, хорошо известные на российском рынке, от участия в этом рискованном для них проекте отказались. Мы выбрали лучшего из имевшихся», — рассказал генеральный директор ОСК Алексей Рахманов о выборе исполнителя работ.
Новости партнеров
И это вполне понятно — серьезные люди, ознакомившись с объемом работ, выделяемых на них финансах, и сроков исполнения, решили не вписываться в проект.
За 24 млрд. рублей подрядилась петербургская компания «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» (ИИС).
Реконструкция доков, на которой были заняты 2 экскаватора и 4 самосвала, продолжалась год. После чего ОСК разорвала контракт, возбудив против ИИС несколько судебных исков. ИИС ответила тем же, также пытаясь привлечь ОСК к судебной ответственности.
Но незадолго до этого, в 2019 году, во время проведения сварочных работ случился пожар, который тушили больше суток. Погибли два морских офицера. Пожар произошел из-за того, что была грубо нарушена техника безопасности. Ущерб составил полмиллиарда рублей. Однако ОСК назвала его «незначительным». При этом срок сдачи корабля был перенесен на 2022 год.
Что же касается доков, то для их реконструкции был приглашен новый исполнитель. Вполне понятно, у нового исполнителя свой проект переоборудования доков. Так что все работы, которые были произведены до него, не сильно продвинули дело вперед. Но при этом еще больше возросла стоимость работ, перевалив за 30 миллиардов. И это надо платить за то, чтобы «всего лишь разобрать перемычку».
На этом «приключения» в судьбе многострадального авианосца не прекратились. В июле этого года был арестован директор 35-го СРЗ Сергей Вераско, где реконструируют доки и ремонтируют «Кузнецова». Директору выдвинули обвинение в хищениях в особо крупных размерах. А в марте та же участь постигла директора 10-го СРЗ, это предприятие тоже участвует в ремонтных работах на авианосце.
Весной этого года на 35-й СРЗ приезжал Сергей Шойгу с инспекцией строительства сухого дока. Увиденное его неприятно удивило. И если для прессы было сообщено, что министр обороны остался недоволен ходом работ и потребовал их ускорения, то, несомненно, при общении с руководством ОСК, СРЗ и подрядной организации им было высказано множество крайне нелицеприятных слов на повышенных тонах.
Потому что иначе как бардаком назвать происходящее с единственным российским авианосцем нельзя.
Есть сомнения относительно того, что док будет готов до конца этого года. Потому что пока еще не объявлялся тендер на батопорт — сложное и трудоемкое в постройке плавучее сооружение, которое играет роль затвора входа в док после того, как вода из камеры будет откачена. Зимой батопорт не строят. А зима в Мурманске начнется через полтора-два месяца.
О неэффективности работы ОСК можно судить по тому, какими высочайшими темпами на Дальнем Востоке, в Большом Камне, «Роснефть» строит гигантский Судостроительный комплекс «Звезда». За два года, с 2018 года по 2020 год, был построен один из крупнейших в мире сухой док с размерами 485×114×14 метров. На доке установлен уникальный кран типа «Голиаф» грузоподъёмностью 1200 тонн. В доке возможно строительство и обслуживание судов водоизмещением до 350 тыс. тонн — это три с половиной американских авианосца или шесть «Адмиралов Кузнецовых».
Правда, тут есть одна тонкость — док на «Звезде» был построен китайской компанией China Communications Construction.