ГлавноеАналитикаРазбившийся в Турции Бе-200 был одним из двух в составе ВМФ России

Разбившийся в Турции Бе-200 был одним из двух в составе ВМФ России

Опубликовано

Почему российские военные тушили пожары не в Якутии, где своих самолётов-амфибий не хватает

Решение оказать помощь Турции в тушении природных пожаров принимал лично президент России Владимир Путин. Ещё 8 июля туда был направлен «пожарный» самолёт Бе-200 из состава Морской авиации ВМФ РФ, который до вчерашнего дня, 14 августа, сбросил более 300 тонн воды на места возгораний.

И вот он разбился — пока по не выясненным обстоятельствам. Врезался в гору. Погибли пять российских членов экипажа и трое турецких граждан, которые корректировали водное «бомбометание».

Новости партнеров

Катастрофа унесла жизнь известного российского лётчика Евгения Кузнецова, который стал главным героем фильма «Форсаж. Возвращение». Об этом сообщили в ТАСС со ссылкой на главного режиссёра дирекции документального кино АО «Первый канал», создательницу фильма Наталью Гугуеву.

Здесь есть ряд вопросов, которые, как говорится, повиснут в воздухе и не получат должного ответа. Почему вот россиянам потребовалось тушить пожары в Турции, а не в Якутии и Карелии?

Почему там оказался Бе-200 принадлежащий Минобороны РФ, когда там задействованы, как сообщается, ещё три аналогичных самолётов-амфибий из состава МЧС? И почему самолёт разбился — это первая авиакатастрофа для самолётов подобного типа, которых у нас было два в составе ВМФ и шесть в МЧС (ещё два используются на заводе-производителе как опытные образцы). И ещё вытекающий вопрос — почему таких самолётов, как выясняется, весьма востребованных, так мало?

По поводу использования Бе-200 при тушении пожаров в Турции — это к Путину. Это вопросы большой политики. Сама катастрофа будет детально исследована экспертами — возможны различные нюансы, погодные, например, ошибка пилотов, «усталость металла», ведь тушить пожары приходилось ежедневно, и самолёт наматывал лётные часы без обязательных регламентных работ. Сейчас можно порассуждать о самом самолёте — Бе-200 «Альтаир», который изначально закладывался как военный «Альбатрос».

Эти гигантские летающие лодки способны следить за атомными субмаринами и использоваться для проведения спасательных работ на море. Их предшественники, самолеты Бе-12, давно выработали свой ресурс и не соответствуют запросам флота. Предполагается, что с новым бортовым оборудованием и вооружением, состоящим из глубинных бомб и торпед, обновленный «Альбатрос» станет настоящей ударной силой на море.

Ещё несколько лет назад в Минобороны приняли решение о возобновлении программы по производству самолетов-амфибий, которые были в экспериментальном порядке опробованы ещё в советские времена и были известны по индексу А-40.

Как предполагается, это будет усовершенствованная модель А-42, которая получит более современное оборудование, при старой авионике — самолет брат-близнец Бе-200, который пошел в гражданской серии и используется большей частью в МЧС. Потребность ВМФ в таких самолетах невелика, от силы два-три самолета на каждый флот. Военное ведомство готово подписать контракт с Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Бериева пока лишь на три таких воздушных машины. Реанимировав, таким образом, подзабытый проект с «Альбатросами».

Новости партнеров

Первый такой самолёт, способный садиться и взлетать как с воды, так и с суши, предназначенный именно для Минобороны, совершил первый полёт в феврале 2020 года, и долетел до флота. Местом его базирования стал город Ейск (на берегу Таганрогского залива в Азовском море), где находится 190-й учебный смешанный авиационный полк на базе 859-го Центра боевой подготовки и переучивания лётного состава Морской авиации ВМФ России. Вероятно, что именно эта воздушная машина потерпела сейчас крушение в Турции.

История этого самолета, способного подниматься в небо, как с суши, так и моря, полна противоречий. Заложенные изначально в А-40 «Альбатрос» (Бе-42, по классификации НАТО Mermaid — «Русалка») лётные характеристики и вооружение с боевой нагрузкой в 6 500 килограмм, свидетельствовали, что самолет-амфибия предназначался для использования исключительно в военных целях и должен был сменить устаревшие турбовинтовые амфибии Бе-12 «Чайка», которые ещё находятся в составе ВМФ и его предшественника Бе-6 (1949 года выпуска).

Собственно, для этого на Таганрогском авиационно-научно-техническом комплексе (ТАНТК) и был создан реактивный «летающий крейсер» с взлетной массой в 90 тонн военного предназначения, который впервые поднялся в небо 8 декабря 1986-го, а через год успешно стартовал и с воды. Однако массового производства «Альбатросов» в интересах военного ведомства так тогда и не случилось.

Проект большой «летающей лодки» остановили после распада Советского Союза. Отчасти из-за отсутствия финансирования на «оборонку», но в большей степени потому, что в то время развитие техники для ВМФ свелось лишь к модернизации имеющихся кораблей, подводных лодок и авиации. Так что вариантов для выхода «на поток» у «Альбатросов», которых имелось в наличии (были приняты на вооружение) всего две машины, априори не было. И после неоднократных заявлений о возобновлении производства А-40, в 2012 году Минобороны окончательно отказалась от самолетов этого типа.

И это при том, что всё у «скитальца морей» было совершенным, начиная с того, что до недавнего времени он считался самым большим реактивным самолетом-амфибией в мире, установившим 148 мировых рекордов.

Сейчас китайцы пытаются «наступать на хвост» российскому самолету-амфибии своим AG600 Цзилун. Максимальная скорость «Альбатроса» — 800 км/ч (крейсерская -720), которую ему позволяли развивать два турбореактивных двигателя Д-30 КВТ, практическая дальность полета — 4000 километров, продолжительность патрулирования в воздухе, на высоте до 13 тысяч километров — 12 часов. Из вооружения — гидроакустические буи, глубинные бомбы, мины, торпеды и противолодочные ракеты. Этакий «универсальный охотник» за подводными лодками.

Забвение «Альбатросов» оказалось недолгим — сейчас самолёт под индексом А-42 проходит модернизацию для ввода в строй. Предполагается, что находящиеся на вооружении самолеты-амфибии Бе-12 будут заменены на А-42. Для расширения боевых возможностей новый самолёт будет усовершенствован. На нём установят радиолокационную систему поиска, включающую обзорно-прицельную РЛС, тепло-телевизионное оборудование, пилотажно-навигационный комплекс и новый бортовой комплекс связи. Предполагается вариант оснащения самолета двигателями Д-27, которые увеличат дальность его полета до 9 тысяч километров. Воздушную машину оборудуют системой дозаправки топливом в воздухе.

В отличие от своего военного «собрата», которого незаслуженно отправили в запас, дальнейшее мощное развитие ранее получил Бе-200 «Альтаир», в производстве которого были использованы все основные конструкторские идеи «Альбатроса». «Двухсоток» с начала эксплуатации в 2003 году выпустили 14 единиц. Они нашли свое применение при тушении пожаров, поисково-спасательных операциях, охране водных поверхностей, экологических миссиях, перевозке пассажиров и грузов. На его счету 24 мировых рекорда.

Новости партнеров

В основу Бе-200 «Альтаир», как упоминалось, легли технологии, реализованные в рамках проекта А-40 «Альбатрос», так что их ТТХ практически идентичны. Важнейшая особенность заключается в исключительной эксплуатационной гибкости — самолет-амфибия может взлетать и приземляться на любых аэродромах, но длиной ВПП не менее 2,6 километров, и на водоемы с приводнением в 1,2 километра при волнении в 3 балла.

Размах крыльев у «Альбатроса» как и у Бе-200 — 32,78 метра, длина составляет 32,05 метра, высота (на шасси) — 8,9 метра, максимальная взлетная масса — 37,3 тонны (в режиме глиссирования — 43 тонны). Управляют самолетом-амфибией два пилота. В салоне в зависимости от модификации могут размещаться от 43 до 72 человек. Представители ТАНТК им. Бериева отмечают, что этот тип самолетов обладает «исключительной маневренностью, отличной зоной обзора из кабины лётчиков, высокой тяговооруженностью и современным оборудованием, установленном на борту».

Исторически развитие гидропланов гражданского и военного назначения шло параллельно — уже первые летающие лодки практически сразу стали использовать вооружение. В Первую мировую войну Россия, например, устанавливала на летающих лодках М-5 и М-9 из состава эскадрильи гидроавианосца «Орлица», созданных конструктором Дмитрием Григоровичем, пулемёты и бомбовое вооружение.

Во время Второй мировой войны многие страны-участницы нередко вооружали гидросамолеты торпедами. Кстати, писатель Антуан де Сент-Экзюпери одно время был лётчиком-испытателем гидросамолёта и даже падал на нём. Впрочем, автор «Маленького принца» был сбит немецким истребителем 31 июня 1944 года при пилотировании самолёта-разведчика.

Создание военного «Альбатроса» и гражданского Бе-200 «Альтаир» проходило практически одновременно — с разницей в несколько лет. Необходимости применения Минобороны пожарных самолетов не было, это прерогатива МЧС. В интересах ВМФ гораздо интереснее именно наличие на борту гидроакустических буев, глубинных бомб, мин, торпед АТ-3 «Орлан» и противолодочных ракет АПР-2 «Ястреб»». Скорее всего, подобной боевой начинки на борту разбившегося в Турции самолёта не было — одна вода.

svpressa.ru





Заявление Владимира Путина о ситуации в зоне СВО

Владимир Путин выступил с заявлением об обстановке в зоне спецоперации. "Хочу проинформировать личный состав Вооруженных сил России, граждан нашей страны, наших друзей во всем мире,...

Ростислав Ищенко. Цена «миротворчества» Трампа

Любой американский президент, предпринимая некие действия на международной арене решает, прежде всего, свои внутренние проблемы. Трамп не исключение. Его задача закрепить и сделать необратимым...

Ростислав Ищенко: Если человечество хочет жить, Украина должна умереть

Запад готов поставить диктатуре Зеленского любое оружие Не только перепуганные мирными обещаниями Трампа украинцы, но и часть российских экспертов никак не может понять зачем Трампу...

Читайте также

В отместку за ATACMS мы можем расширить зону СВО и на территорию США

Россия в состоянии нанести Западу убийственный для него ущерб обычными вооружениями, пока не пущенными...

Заявление Владимира Путина о ситуации в зоне СВО

Владимир Путин выступил с заявлением об обстановке в зоне спецоперации. "Хочу проинформировать личный состав Вооруженных...

«Этот день настал». Мир обсуждает разрешение США бить вглубь России

Две главные новости минувшего воскресного вечера. Первая. The New York Times сообщила, что уходящий...