Президент Белоруссии заявил, что российские вооруженные силы в случае угрозы новой мировой войны будут развернуты в республике. В Минске сообщили подробности намеченных на ближайшее время совместных учений, предусматривающих отражение агрессии против Союзного государства. Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич заявил о возможных провокациях во время этих маневров. Что же происходит у белорусских границ?..
Высокий потенциал инцидентов
Новости партнеров
Ринкевич считает, что напряженность в Прибалтике усиливается. Это он связал с тем, что маневры, в которых принимают участие российские войска, все ближе к границе Эстонии, Латвии и Литвы. В этом году к учениям добавилась и «гибридная война», которую Минск, по мнению дипломата, ведет против бывших советских республик региона.
«Безусловно, у них (маневров. — Прим. ред.) высокий потенциал для инцидентов, — утверждает Ринкевич. — Конечно, если кто-то планирует умышленные провокации, это будет видно. Но, честно говоря, не думаю, что есть смысл разворачивать полномасштабную военную провокацию».
В руководстве Евросоюза рассуждают примерно так же: верховный комиссар ЕС по внутренним делам Ильва Йоханссон во время визита в Прибалтику сказала, что наплыв беженцев — это «в первую очередь акт агрессии со стороны режима Лукашенко, а не миграционный кризис». Брюссель солидаризировался с Вильнюсом: «Мы, весь ЕС, поддерживаем Литву в защите нашей общей внешней границы с Белоруссией».
Литовская премьер-министр Ингрид Шимоните, принимая гостью, со своей стороны, выразила надежду, что ЕС поможет справиться с проблемой. «Мы обсудили, как усилить поддержку Литвы и лучше защитить Шенгенскую зону от этой циничной гибридной атаки», — отметила глава правительства.
Спикер литовского парламента Виктория Чилите-Нильсен призывает Европу к единству: «Мы обязаны сплотить международные силы, чтобы в Белоруссии как можно быстрее произошли демократические перемены».
Прибалтика по-прежнему демонстративно поддерживает белорусскую оппозицию. В мае на чемпионате мира по хоккею в Риге Ринкевич вместе с главой городской думы Мартиньшем Стакисом заменили официальный флаг Белоруссии на бело-красно-белое полотнище — символ противников Лукашенко. Когда Минск перестал тщательно охранять западную границу, что спровоцировало наплыв беженцев, многие сочли это местью.
В Литве задержали около четырех тысяч нелегальных мигрантов, преимущественно выходцев с Ближнего Востока. Это создало трудности для властей и вызвало массовые протесты местных жителей.
Новости партнеров
Вильнюс решил отправлять беженцев обратно. По свидетельству белорусских пограничников, нелегалам угрожали, были случаи, когда их находили избитыми.
А на днях на границе прозвучали выстрелы. Литовские СМИ подняли шум. Белорусский государственный пограничный комитет (ГПК) разъяснил, что это плановые учения, о которых известили заранее. Действительно, в начале августа ГПК информировал, что будет отрабатывать меры по выявлению, блокированию и ликвидации вооруженных формирований.
Европейский правозащитник, пожелавший остаться анонимным, в интервью РИА Новости отметил, что есть разница между декларируемыми ЕС ценностями и реальной политикой. «Даже то, что читаешь в СМИ Литвы и соцсетях, обрывки сведений об эксцессах на границе, — это не может не встревожить. Явное нарушение прав человека, международных конвенций, базовых принципов получения убежища», — сказал он.
«То, что вы называете осторожностью со стороны Европы, я считаю страхом, — продолжил правозащитник. — Страх столкнуться с фактами».
Сценарий учений — агрессия
Учения, которые упомянул Ринкевич, — это «Запад-2021». Сценарий — отражение агрессии против Союзного государства. Как уточнил начальник Генерального штаба, первый заместитель министра обороны Белоруссии Виктор Гулевич, рассматривается вариант дестабилизации обстановки в регионе. В частности, военные двух стран ожидают усиление «активности незаконных вооруженных формирований, сепаратистских и международных террористических организаций, имеющих внешнюю поддержку».
По словам министра иностранных дел Белоруссии Владимира Макея, Соединенные Штаты всерьез рассматривали вариант присоединения республики к НАТО.
Лукашенко, в свою очередь, ответил на угрозы Вильнюса остановить транзит калийных удобрений — основу белорусского импорта. «Слушайте, мы поставим эти объемы. В Мурманске загрузим. Это не вопрос. И по Северному морскому пути кратчайшим путем отправим в Китай. Это наш основной рынок. И в Индию — на юго-восток», — заверил президент.
Новости партнеров
Он надеется на урегулирование с Вильнюсом, но не любой ценой: «Вы мне условия не ставьте. Вы не имеете на это права. Я не год и не пять лет у власти. Я не прятал в Беларуси ни боевиков, ни оппозиционеров — они тоже у вас в Литве есть, я никогда этого не делал».
Лукашенко подчеркнул, что никогда не был против теснейшего союза с Москвой, но тут тоже не все так просто: «Когда я слышу эти намеки, что Беларусь войдет в состав России, я думаю, а нужна ли России еще одна головная боль? Нет, и президент России так это и понимает».
Белорусский лидер коснулся и отношений с другим соседом — Украиной. Он напомнил, что всегда поддерживал Киев. «Но зачем ты боевиков готовишь на территории Украины и оружие забрасываешь к нам сюда? Ведь оружие идет в основном с Украины. Сейчас мы, конечно, закрыли намертво эту границу. Зачем вы это творите, ведь народы — это же соседи, это же родные люди», — увещевал он Владимира Зеленского.
И его терпение не безгранично: «Вы однажды допрыгаетесь, и я перейду границу без оружия и соберу не 40, а минимум 90 процентов украинцев, и мы Украину вернем». Впрочем, кому именно он вернет Украину, Лукашенко не уточнил.
Обещания Лукашенко
Российский политолог Александр Носович полагает, что белорусская модель экономики и политики себя исчерпала. «Республике нужны модернизация производства и расширение заказов, что может дать только Россия в рамках интеграции, но на интеграцию Минск не идет», — комментирует он высказывания Лукашенко.
«Белорусская же модель внешней политики, основанная на так называемой многовекторности, рухнула в прошлом году на фоне протестов. Отношения с Западом все хуже, в ЕС обсуждают шестой пакет санкций, который уже затронет «Беларуськалий» — основного поставщика валюты в бюджет. Но и отношения с Россией лучше не становятся», — подводит итог Носович.
Минск фактически дезавуировал некоторые обещания. «В выступлении Лукашенко прозвучало, что признания Крыма российским не будет, выполнять заявленные рейсы в Симферополь «Белавиа» сможет, только если Киев даст разрешение на пролет над своей территорией», — отмечает собеседник.
Слова Ринкевича о возможных провокациях, связанных с учениями, Носович не рекомендует воспринимать всерьез: прибалтийские политики регулярно пугают своих граждан. Но напряжение на границе есть. «Можно сказать, что страна живет в режиме осажденной крепости, но при этом пытается понравиться осаждающим. Минск говорит, что Варшава, прибалтийские столицы при поддержке Вашингтона готовят военную агрессию, хотят оттяпать Гродненскую область. И тут же шлет сигналы, что Белоруссия не России, что лишь благодаря Лукашенко республика осталась суверенной и прочее», — с иронией добавляет Носович.
По его словам, такая парадоксальность внешней политики была свойственна Минску и ранее. Но в условиях усиливающейся изоляции позиция белорусской власти, которая говорит одно, а делает иногда другое, выглядит очень странно.