Берлин и Вашингтон намерены требовать от Москвы сохранения украинского транзита до 2034 года
США и ФРГ решили, что Россия должна сохранить украинский транзит газа и после окончания в 2024 году контракта. По крайней мере, Берлин взял нас себя обязательства этого добиваться.
«Германия обязуется использовать все доступные рычаги влияния, чтобы содействовать продлению на срок до 10 лет соглашения о транзите газа между Украиной и Россией и назначить для этого специального представителя», — говорится в совместном заявлении ФРГ и США.
Новости партнеров
Видимо, это и есть компромисс по завершению строительства «Северного потока — 2», против которого выступают ив Вашингтоне, и в Киеве, и в некоторых других просвещённых столицах.
Более того, Германия намерена ради спасения Украины предпринимать эффективные меры на национальном и европейском уровнях, включая санкции, «для ограничения возможностей российского экспорта в Европу в энергетическом секторе, в том числе газа, и в других экономически значимых областях, если Россия попытается использовать энергию в качестве оружия». В Госдепе же не скрывают, что хотят «предотвратить потерю со стороны Украины каких-либо доходов от транзита (газа) как можно дольше».
В общем, двойные стандарты в действии. Или как расценивать подобные заявления, если не использованием газа в качестве оружия, вот только против России? Очень уж хочется нашим «партнерам», чтобы Москва и дальше кормила ненасытный Киев. Впрочем, кормить его придется и Германии, которая обязалась содействовать энергетическим проектам Украины, в том числе и деньгами. Для этого она даже обязуется создать «зеленый фонд», который обойдется его участникам в $ 1 млрд. Хотя, зная аппетиты Киева, вряд и ли на этом все и закончится.
Кстати, канцлер Ангела Меркель уже позвонила президенту Владимиру Путину, который отметил «последовательную приверженность германской стороны реализации данного проекта, носящего исключительно коммерческий характер и направленного на укрепление энергобезопасности Германии и Евросоюза».
«Лидеры удовлетворены приближающимся к завершению строительством газопровода «Северный поток-2», — сообщается на сайте Кремля.
Госпожа Меркель также доложила об итогах обсуждения ситуации вокруг газопровода президентом США Джозефом Байденом, на что российский президент дал соответствующие комментарии. Какие именно, пресс-службы умолчала.
Отдельно главы двух государств затронули возможность продления соглашения между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» о транспортировке газа через украинскую территорию и после 2024 года. Подробности также пока не сообщаются.
Новости партнеров
Между тем, в Вашингтоне вновь заговорили о санкциях, которые Госдеп намерен предложить конгрессу уже в августе. Так о какой же сделке идет речь, если США намерены и дальше чинить препятствия проекту?
— Строительство газопровода «Северный Поток — 2» вышло на финишную прямую и должно завершиться осенью 2021 года, — уверен д-р Григор Шпицен (Германия). — Укрепление экономических связей России и Германии откровенно не радует американскую администрацию. Для нее сотрудничество двух крупнейших европейских государств — откровенный вызов политической гегемонии США на европейском континенте.
В трансатлантической парадигме все европейские государства рассматриваются как «младшие партнеры» (политкорректная версия дефиниции «вассал») или соперники, создание альянсов между которыми — откровенная угроза Pax Americana. Проект, способный не только бросить тень на глобальное лидерство Америки и ее способность продавливать собственные интересы, но и утолить ресурсный голод, в глазах вашингтонской администрации выглядит как непозволительная дерзость со стороны некогда побежденных (в 1945-м и 1991-м годах) геополитических соперников.
Однако администрация президента Байдена находится в сложном положении. Трансатлантическое партнерство в глазах ведущих европейских государств было серьезно скомпрометировано американо-центристской политикой его предшественника, и продолжение политики угроз в отношении крупнейшего газового проекта немецкого бизнеса лишь углубило бы эту пропасть. Поэтому между плохим и очень плохим решением в Вашингтоне выбрали первое. «Северный поток — 2» будет завершен.
— Так кто выиграл?
— В проигрыше в любом случае остается Украина — главный после Польши восточноевропейский союзник Вашингтона. Несмотря на то, что Германия и США якобы договорились о гарантиях на продолжение транзита российского газа через Украину, все участники прекрасно понимают: эти гарантии стоят не больше, чем Будапештский меморандум или обещание в обозримом светлом будущем принять Украину в ЕС. И нервная реакция Киева это только подтверждает.
Как только российский газ появится в газопроводе — вопрос поставок приобретет коммерческий характер и останавливать поставки из-за политической конъюнктуры в ущерб немецкому бизнесу никто не станет. Что же касается гарантий для Украины, то в руководстве европейский газовых гарантий не экономят на услугах юристов.
Жестких обязательств по объемам транзита через территорию Украины в соглашении не прописано. А по каким причинам Россия не смогла допоставить через Украину требуемые объемы — вопрос дискуссионный. Такие вопросы могут рассматриваться в европейском арбитраже в течение долгих лет. К этому времени газотранспортная система Украины успеет окончательно прийти в негодность и вопрос транзита отпадет сам собой.
Новости партнеров
Заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов отмечает, что внешняя политика США и германии строится на ценностном подходе.
— Основным содержанием является верховенство закона и соблюдение международных норм. В соответствии с ними в видении Берлина и Вашингтона Россия нарушает международное право, угрожая, по их мнению, Украине отказаться от транзита газа. США и ФРГ именно это рассматривают в качестве так называемого оружия, поэтому считают обоснованным принуждение России к продлению договора о транзите газа на 10 лет.
Это противоречит упомянутым международным нормам и фактически становится геополитическим оружием применяемым против России. Компромисс, с точки зрения Меркель и Байдена, достигнут. Но он не является решением проблемы создания единого европейского рынка газа в конце второй половины 21 века.
В отношении постсоветского пространства используются дирижистские инструменты и методы, взятые из арсенала плановой экономики, на которые Россия отвечает рыночным подходом, направленным на обеспечение энергетической безопасности как России, так и всех государств Евросоюза.
— Но транзит — это вопрос российско-украинских экономических отношений. А кроме того, если спроса не будет, куда газ качать?
— Это никого не интересует. В плановой экономике рынка нет. Нет того, о чем Вы спрашиваете — о разумном начале. А есть дирижизм — «мы так хотим, мы так видим». В этом проблема. Это ценностный подход — «помогаем государству, на которое оказывается давление, которое лишают пары миллиардов долларов». С одной стороны — 11 млрд проект, который обеспечивает бесперебойные, недорогие, быстрые, гарантированные поставки, а с другой — пара ежегодных миллиардов».
То есть, с их точки зрения, мы должны финансировать государственный бюджет Украины. Это и есть оружие, которое направлено против России, которой выламывают руки. Это геополитика, которая не строится на разумных рыночных объективных началах, там другие постулаты. Мы теперь объект этого принуждения.
— Но ведь неоднократно звучало из уст представителей власти, что Россия не отказывается от транзита. Речь лишь об объемах.
— Я не видел заявлений, что после 2024 года мы будем продлевать транзит. Мы заключили на 5 лет, но я не видел заявлений, что «Газпром» будет его продлевать.
— Про 40 млрд речи не было. Эксперты оценивают этот транзит в 10−15 млрд кубов.
— Это оценки экспертов. Это наше видение, а сейчас будет украинское, поддержанное США и ФРГ. Непонятно каким боком нам выйдет этот транзит. Непонятно, что будет, если соглашение по вине Украины не будет продлено. Она ведь может сделать так, что это Россия не продлевает. Шучу, конечно, но вдруг она скажет «давайте вернемся к 146 млрд или сделаем 100, потому что у нас система позволяет».
Это компромисс, который, видимо, будет вынужденно принят «Газпромом» и Россией, но он противоречит рыночным основам формирования единого газового рынка Европы. Россия никогда не применяла и не будет применять газ как оружие.
— То есть Россия должна согласиться кормить Украину?
— Абсолютно верно. По крайней мере, вчера Владимир Владимирович поблагодарил Меркель в телефонном разговоре — это потенциальное согласие. Вопрос — сколько. Большой ложкой кормить или маленькой? Это вопрос будущих переговоров. Более того, там предписано на 10 лет. Наверное, нам надо благодарить, что не 50. Может надо возразить — а почему не на 5, если уж у них ситуация с рынком абсолютно непонятная.
Это 100-процентный минус для «Северного потока» по окупаемости. Это наши деньги, все, что мы недополучаем в виде конкретных проектов. Из госбюджета забирают конкретные суммы в пользу Украины, которая считает Россию агрессором.
Независимый эксперт Николай Подлевских полагает, что соглашение — важный поворотный момент.
— Соглашение достигнуто, «Северному потоку -2» быть, но очевидно и то, что давление продолжится. Первые высказывания заинтересованных сторон показывают, что игра продолжается.
— Берлин взял на себя некоторые обязательства. Он готов кормить Украину и даже угрожать России или это некая шумовая завеса, чтобы успокоить Вашингтон?
— Думаю, и то, и другое. В полной мере гарантировать Киеву безубыточность никто не будет, но имитация и какой-то паллиатив возможных неудобств присутствует.
В заявлениях много игры на публику. Реальность таков, что при сегодняшних объемах поставок в Европу России необходим транзит через Украину, и соглашение о транзите будет продолжено. Но и Германии, и США надо сейчас сыграть на публику в духе «мы пахали».
На объемы транзита влияет много обстоятельств, которые будут меняться. И от этого давление на Россию также будет зависеть.