В первый день работы авиасалона МАКС-2021 Ростех устроил презентацию легкого однодвигательного истребителя пятого поколения Checkmate («Шах и мат»).
До презентации самолет показали Владимиру Путину, приехавшему на салон. Глава ОАК (входит в Ростех) Юрий Слюсарь рассказал журналистам на презентации, что «Владимир Владимирович был удовлетворен тем, что он увидел».
Новости партнеров
А увидел он вот что:
— Checkmate готов к началу испытаний. Полеты планируются в 2023 году, поставки заказчикам – в 2026 году.
— Может эксплуатироваться в любых климатических условиях, базироваться на сложных горных аэродромах.
— Не требуется специальное аэродромное оборудование, минимальное количество обслуживающего персонала. Оснащен искусственным интеллектом, который проверяет готовность самолета к полету.
— Укороченная дистанция взлета и посадки: 500-600 метров благодаря отклоняемому вектору тяги и конструкции крыла. Двигатели поставляются ОДК.
— Может маневрировать с перегрузками до 8 единиц. Рассчитан на длительный сверхзвуковой полет.
— Максимальная скорость — 1,8 Маха, дальность полета — более 2800 км без подвесных баков, 7,4 тонны боевая нагрузка.
Новости партнеров
— Малая радиолокационная заметность.
— Одновременная атака до шести целей даже в условиях сильных помех.
— До 5 ракет воздух-воздух.
— Грузоподъемность с самыми большими в классе грузовыми отсеками.
— Лидер в классе по соотношению цена – боевая эффективность.
Фото: Ростех
Заместитель главного конструктора самолета Алексей Булатов сообщил, что у самолета помимо названия «Чекмэйт», ориентированного на экспортный рынок, будет и привичное «цифровое» обозначение, предположительно, Су-75. «7 и 5 – это счастливые цифры для «Сухого». Это перевернутые цифры Су-57 – удачной нашей модели», — пояснил Булатов. Он также отверг сравнения с американским F-35 как самым близким по классу. «Это совершенно другой самолет по всем характеристикам. Это «суховское» видение самолета в легком классе», — отметил заместитель главного конструктора.
По словам главы Ростеха Сергея Чемезова, к аналогам «Чекмейта» все же можно отнести F-35, Gripen, Rafale. «Только цены у нас – мы поставили перед собой задачу создать дешевый и очень эффективный самолет. У нас будет цена от 25 до 30 млн долларов, а у них от 60 до 90 млн долларов», — заявил Чемезов.
Новости партнеров
Фото: Ростех
Глава ОАК Юрий Слюсарь сообщил, что проекту всего чуть больше года. «Так быстро получилось благодаря суперкомпьютерным технологиям и виртуальным испытаниям. Идея родилась от экономики. На рынке очень много однодвигательных самолетов, есть пятого поколения. Нет самолета такого класса и поколения по приемлемой цене, которая была бы под силу странам Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки, Европы. Им нужен именно такой самолет», — заявил Слюсарь.
Он отметил, что у «Сухого» был задел при создании Су-57, его и использовали для создания однодвигательного самолета с открытой архитектурой. Глава компании также отметил хорошую экономику эксплуатации, которую будет поддерживать система «Матрешка», с ее помощью расходы эксплуатантов будут минимизированы.
Финансирует проект Ростех. «Мы в праве рассчитывать на помощь государства, нам уже она обещана», — рассказал Слюсарь, добавив, что интерес к беспилотной сверхзвуковой версии будет и в наших ВКС.
В бизнес-плане фигурирует цифра в 300 машин за ближайшие 15 лет, при этом переговоров с потенциальными покупателями еще не вели. «Мы пока не вели переговоры, мы только исследовали рынок, но мы уже просчитали потребность рынка», — добавил глава ОАК.
Фото: Ростех