Русские олигархи дуреют на ярмарке тщеславия, а западные — вкладывают миллиарды в науку и технологии
11 июля 70-летний британский миллиардер Ричард Брэнсон наконец-то отправился в космос на ракетоплане Unity-22, разработанном его компанией Virgin Galactic.
Хронология такова: в 10:40 по времени Восточного побережья США (или в 17:40 мск) с космопорта Америка в штате Нью-Мексико взлетел самолет- носитель Eve.
Новости партнеров
Через 45 мин на высоте около 15 км аппарат с командой из 6 человек, включая самого капитана Ричарда, оторвался от Eve и стал набирать высоту. Достигнув отметки 86 км, Unity-22 успешно вернулся назад. Все это время путешественники-испытатели, в том числе трое топ-сотрудников Virgin Galactic, сидели в своих креслах и, судя по кадрам, не испытывали запредельных перегрузок.
Наши СМИ сообщили о полете основателя Virgin Galactic к границе атмосферы планеты. Дескать, молодец, но это не космос: сумасбродный богач исполнил каприз всей своей жизни. И все-таки трансляция полета, которая велась на сайте компании, стала вирусной и получила огромный общественный резонанс.
В частности, Джонатан Макдауэлл, известный на Западе ученый из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики, поделился своим видением о количестве людей в космосе после миссии Unity-22. По его мнению, если до запуска аппарата Virgin Galactic в космосе находилось не более 10 человек, как на борту МКС и в китайском «Тяньгун», то теперь за границу атмосферы, чтобы почувствовать «кайф невесомости», будут летать сотни туристов. Естественно, за большие деньги.
Таким образом, речь идет об очень важном моменте. Где на самом деле побывал Брэнсон — в верхних слоях атмосферы, или все-таки в космосе, пусть и самом близком? Второе означает, что компания Virgin Galactic наступает на пятки многим национальным космическим агентствам, в том числе «Роскосмосу» и НАСА. Ведь следующим шагом может стать полет уже на орбиту 200 км, поскольку принципиальных преград для эволюции опробованных технологий — нет.
Общепринятым ответом на вопрос, где начинается космос, является так называемая линия Теодора фон Кармана, которая, как считают астрофизики, является произвольно выбранным круглым числом — 100 км. На самом же деле, ученые определили самую большую высоту, на которую можно добраться с помощью аэронавигационного аппарата. Расчет показывает, что самолет максимально может подняться на 83,6 км, а все, что летает выше, точнее дальше от Земли, — это уже космолеты.
Кстати, полвека назад в ВВС США определили границу космоса на уровне 80 км для пилотов ракетопланов North American X-15, первый полет которого состоялся 8 июня 1959 года. Тогда, однако, во главу угла ставилась космическая гонка между Америкой и Советским Союзом. Янки утверждают, что им удалось подняться на 107,96 км, но этот рекорд так и не стал официальным. В пользу того, что цифры подогнаны под пропаганду американской мощи, говорит тот факт, что программу North American X-15 прикрыли, как неудачную.
Впрочем, еще тогда западные бизнесмены не списали идею ракетопланов. Считалось, что в качестве маркетингового хода она имеет неплохие шансы. Например, Дэйв Нордлинг, старший инженер по разработке проектов и технологий в машиностроении в Аэрокосмической/оборонной промышленности, убежден, что Virgin Galactic скорей всего сможет заработать большие деньги на эго многих толстосумов, мечтающих о лаврах астронавтов.
Новости партнеров
То, что в полет отправился сам Брэнсон, является отличной рекламой. По большому счету, у британца не было выбора. Напомним, в июле 2007 года произошла трагедия, когда погибли три человека и еще трое получили тяжелые ранения в результате взрыва при испытании компонентов ракетного двигателя для компании Virgin Galactic.
А в октябре 2014 года космический туристический корабль SpaceShipTwo, предшественник Unity-22, потерпел крушение в калифорнийской пустыне. Один пилот погиб, второй получил тяжелые увечья.
Когда семь лет назад появились подробности того, что «что-то пошло не так», многие наблюдатели и бизнес-эксперты поставили крест на компании британца, как на его попытке стать пионером новой индустрии космического туризма. Без стопроцентной уверенности в безопасности не будет и длинного списка знаменитостей и клиентов-миллионеров, ожидающих своего первого рейса, написала «Би-Би-Си».
И вот: личный полет Брэнсона на Unity-22, по замыслу руководства Virgin Galactic, должен аннулировать предшествующие неудачи. Тем более, британский миллиардер, несмотря на свои 70 лет, рассчитывает и на другое применение своего ракетоплана.
Сейчас в мире есть заказчики, которые хотели бы иметь свои личные космолеты. Ими движет желание оказаться в любой точке Земли через пару часов. Например, чтобы слетать на уик-энд из своего имения на восточном побережье США в Париж, или на деловую встречу из Нью-Йорка в Шанхай.
В свою очередь, эксперты НАСА рассматривают полеты Unity-22 как прыжки в космос, тогда как чтобы достичь длительной низкой околоземной орбиты, нужно подняться почти вдвое-трое выше — на высоту 200−300 км. Здесь летают уже космические корабли, а не космолеты. Тем не менее, если задача стоит в том, чтобы «подарить ощущение космоса», проект Virgin Galactic можно назвать состоявшимся.
«Это было очень долгое ожидание для мистера Брэнсона, который возглавляет целую плеяду компаний Virgin, — отмечает CNBC. — В 2004 году он основал Virgin Galactic, чтобы обеспечить предприимчивых туристов поездками на ракетоплане за край космоса и обратно. Тогда Брэнсон думал, что коммерциализация инвестиций начнется через два-три года. Вместо этого прошло почти 17 лет. Но и это не все!
Virgin Galactic утверждает, что ей предстоит провести три тестовых полета, в том числе один уже состоявшийся, прежде чем она сможет быть готова к заявкам космических пассажиров».
Новости партнеров
Но Ричард Брэнсон не одиночка. Такой авторитетный бизнесмен, как Джефф Безос — основатель и глава интернет-компании Amazon.com, владелец аэрокосмической компании Blue Origin и хозяин The Washington Post, тоже собирается отправиться за границу атмосфер на своем космолете New Shepard. Это произойдет, согласно объявленному плану, 20 июля. Причем, он обещает скоро продать билеты на полет с ним, тем самым открыв эру коммерческого космического туризма.
Можно по-разному относиться к этим проектам, но нужно отдать должное, что в отличие от наших олигархов, хапнувших народные предприятия на волне преступной прихватизации, «брэнсоны и безосы» вкладывают свои кровные деньги в науку и в высокотехнологические проекты. На их фоне русские хозяева футбольных клубов и огромных яхт выглядят как национальный позор, даже если уже прописались в «лондонах».
Все очень элементарно: в США и Британии, назвавших нас врагом № 1, ресурсы тратятся на движение вперед, а у нас — разворовываются и спускаются на ярмарку тщеславия.