Бывшие готовятся вернуться к власти, обличая «предателей»
Бывший зять Бориса Ельцина Алексей Дьяченко в колонке «Ельцин и те, кто переобулся» на сайте радиостанции «Эхо Москвы» назвал имена предателей первого президента России.
Первым в этом списке режиссер Никита Михалков, который вначале был соратником Ельцина, а после кардинально поменял свои убеждения по поводу правления российского лидера.
Новости партнеров
По словам Дьяченко, в конце 90-х годов, когда в Москве активно обсуждались кандидатуры преемников Ельцина, пошел слух о том, что Михалков — возможный преемник. Бывший зять Ельцина напомнил, что тогда об этом в программе «Итоги дня» заявил ведущий Евгений Киселев на телеканале НТВ. При этом на самом деле в Кремле кандидатуру режиссера никто не обсуждал, и получается, кто-то «подкинул» Киселеву этот «бред» для объявления в прямом эфире, поделился подробностями бывший зять первого российского президента.
«В 1996 году Михалков активно участвовал в работе предвыборного штаба Ельцина. Сегодня критикует ельцинское время. Заявляет о тех временах как сторонний наблюдатель, забывая о своем прямом активном участии в политике на стороне Кремля», — написал Дьяченко.
К тем, кто нехорошо поступил по отношению к Ельцину, он также причислил политолога Сергея Маркова, которого назвал «запасным демократом», напомнив, что именно его в 2002 году задержали в Минске за критические высказывания в адрес властей Белоруссии. Но за этим последовало членство в Общественной палате, избрание в нижнюю палату российского парламента и поддержка белорусского президента Александра Лукашенко.
Третьим в списке значится председатель думского Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов, который в настоящее время ругает Соединенные Штаты и критикует «слабость» России в 90-х годах, хотя раньше он не критиковал американцев, а ездил в Вашингтон дружить с заокеанскими послами и сенаторами.
Замыкает четверку телеведущая Елена Винник, ее Дьяченко назвал «Золушкой эпохи Ельцина», которая училась в Великобритании и получила образование за счет спонсоров.
Почему только четверо? При желании многих можно записать в «предатели». И чего это опять на свет божий вылез Дьяченко, который ничем другим, кроме того, что был мужем Татьяны Юмашевой, не знаменит?
— В силу многих причин сегодня в русском обществе растёт интерес к первому постсоветскому десятилетию, — считает кандидат политических наук, исполнительный директор Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. — Это связано, например, и с предполагаемым, но никем (включая конституцию) не гарантированным транзитом власти в 2024 году, и с попыткой ответить на вопрос, были ли у России на рубеже девяностых и нулевых альтернативные пути развития помимо того, который в итоге случился и продолжается.
Новости партнеров
Алексей Дьяченко изнутри видел многие процессы того периода, он был инсайдером. Сейчас он готовит книгу о ельцинской эпохе, которую, как и любой автор, максимально рекламирует на доступных площадках. Учитывая, что недавняя книга Михаила Зыгаря на близкую тему президентских выборов 1996 года стала бестселлером, возможно, что и труд Дьяченко не пройдёт незамеченным.
— Дьяченко ищет предателей Ельцина. Называет четыре фамилии. Что действительно эти люди так радикально поменяли свои убеждения?
— Как говорит герой Валентина Гафта из рязановского «Гаража»: вовремя предать — это не предать, а предвидеть. У профессиональных политиков и приравненных к ним категорий граждан этот некрасивый инстинкт развит ещё сильнее, чем в среднем по популяции.
Действительно, для любого человека, тем более думающего, изменение своего мнения, своих убеждений — это скорее правило, чем исключение. Другое дело, что есть ещё и вопрос меры. Когда от откровенного лизоблюдства в угоду политической конъюнктуре переходят к публичным проклятиям — это недостойное поведение. Но мы не злопамятные: просто злые и с хорошей памятью.
— По какому принципу он заносит в этот список, по-вашему? Многие тогдашние чиновники «переобулись» после ухода Ельцина? Эдак половину страны можно в предатели записать…
— Всё-таки половину топовых чиновников и околовластных деятелей, а не половину страны. Что же касается выбора предателей, то Дьяченко в своих воспоминаниях не претендует на что-то большее, чем на публичную фиксацию собственных мыслей, чувств и воспоминаний о действовавших лицах той эпохи. Запомнилась ему эта четвёрка — а Татьяне Юмашевой, возможно, запомнилась другая.
— По-вашему, «Семья» все еще влияет на внутреннюю российскую политику?
— Даже во времена развитого ельцинизма понятие «Семья» вряд ли отражало механизм принятия решений первым российским президентом. На сегодняшний день нет ни «Семьи» в каком-то целостном смысле, ни заговора воображаемых либералов с целью ограбить Россию и отдать Западу (согласно ура-патриотической риторике, страну и так уже ограбили и отдали Западу в девяностые — ничего больше своего не осталось).
Новости партнеров
Впрочем, если сопоставлять масштабы коррупции, то, вспоминая тогдашние коррупционные скандалы вроде мерседеса у министра обороны Грачёва или заработанные женой московского мэра пару миллионов рублей на поставках пластиковых стульев для стадиона, хочется плакать слезами умиления.
— Ровно месяц назад я уже отмечал, что бывшего как бы мужа Татьяны Дьяченко встроили в систему «Семьи» в качестве «независимого инсайдера» в интересах той олигархической группировки, которая рассматривает вариант транзита власти в России путем передачи рычагов правления от Путина обратно в руки семьи Ельцина, — напоминает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин. -Что касается его последнего заявления, то Дьяченко по такому же принципу мог бы привести список из десятков миллионов россиян, которые якобы «предали» Ельцина, хотя на самом деле они относятся сегодня к нему так, как он того заслуживает — как к административному олигарху, который начинал свой путь главы РФ с «борьбы с привилегиями», а закончил созданием из своей семьи самого богатого клана в России.
Появление списка из 4-х предателей — это намек Путину, что завтра «Семья» может объявить предателем и его. С моей точки зрения, это пока косвенный шантаж главы государства, который в скором времени может перерасти в шантаж прямой.
— Он называет четыре фамилии. Почему эти люди?
— Список не имеет значения. Названы просто известные публичные персонажи, активно поддерживающие сегодня Путина. Разумеется, не назван ни один либерал, который когда-то был в команде Ельцина, а сегодня примкнул к путинскому окружению. Ну, например, любой из команды Собчака.
— Все-таки очень интересно, что ж они так активизировались в последнее время: Юмашев, Дьяченко. Неужто деньги подошли к концу? Или «Семья» хочет заменить Путина кем-то более соответствующим ее идеалам, вот и готовит почву?
— Татьяна, Юмашев, Наина — эти персонажи к прямому наезду на Путина не готовы и действуют исподтишка — посредством таких якобы независимых персонажей, как бывший муж Дьяченко. Впрочем, Татьяна и Наина никогда не признают, что как-то связаны с названным «инсайдером». Формально тут ноги могут расти от кого-угодно — от «волошинских», «медведевских», «сурковских» или даже «володинских» политтехнологов, играющих на антипутинском поле.
— А возможен ли еще в России президент, соответствующий этим идеалам? Возможен ли откат назад от Путина К Ельцину? Поддержит ли это правящая элита, и как отнесется народ?
— Какие идеалы у «Семьи» мы знаем: это, во-первых, нажива, а во-вторых, демагогия, которая прикрывает предательство национальных интересов. К сожалению, откат власти в РФ от Путина к Ельцину более чем возможен. Семья не активизировалась бы в этом направлении, если бы не имела активной поддержки на Западе и, прежде всего, в Британии. Сегодня все западные структуры, а также прозападные структуры в самой России валят Путина, который время от времени демонстрирует собственную и отличную от ведущих западных стран политику. Никаких других идей и целей у этих групп сегодня нет. На Россию и ее народ им наплевать.
К сожалению, и народ российский все больше плюет на то, что происходит в российской власти. Своим решением о повышении пенсионного возраста, а теперь казуистикой о якобы добровольной вакцинации россиян и попустительством к чиновникам вроде Собянина и Грефа глава государства и его окружение превратили граждан РФ в «терпил» и почти подписали себе приговор, расчистив путь для возвращения на пост президента РФ кого-то из идейных наследников Бориса Ельцина.