Верховная рада в ближайшее время рассмотрит законопроекты об изменениях «администрирования налогов и сборов на временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя«, а также о прекращении действия закона о свободной экономической зоне «Крым» (СЭЗ «Крым») и «особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины«. Законопроекты были внесены 59 народными депутатами, представляющими разные фракции, поэтому в скором их принятии нет сомнений. Более того, поскольку вопрос этот политический, а не экономический, можно с уверенностью прогнозировать, что сделано это будет до начала работы так называемой «Крымской платформы», инициируемой Владимиром Зеленским, — то есть до 23 августа.
Удивляться нечему — украинской власти просто необходимо отвлечь внимание электората от поражения в войне против «Северного потока — 2» (СП-2), а теперь еще и начинающегося тарифного цунами: на днях «Нафтогаз» поднял цену на газ в месячном тарифе для населения сразу в 1,5 раза, на очереди резкое повышение цены на электроэнергию, а далее на все подряд. В этой связи и заявления представителей украинской власти, и их инициативы становятся все более истеричными и оторванными от реальности. Впрочем, без мелких пакостей для бывших сограждан при этом дело все же не обойдется.
Новости партнеров
Кроме отвлечения внимания в данный конкретный момент, в основе инициативы лежат еще и фантомные боли в отсутствующих частях страны, а главное — политика Зеленского, все больше сползающая к «АрМоВиру» («Армiя, мова, вiра» — главный предвыборный лозунг проигранной Порошенко президентской кампании) и ориентации на соответствующий электорат.
В этом же контексте следует рассматривать и последние заявления Зеленского о «войне до победного конца» — причем на всех фронтах: и против СП-2, и за потерянные территории путем «создания самой мощной армии в Европе«. Хотя, помнится, Порошенко уже создал «самые сильные на континенте» вооруженные силы.
Примерно под тем же соусом подается и новая законодательная инициатива. Один из соавторов законопроектов Рустем Умеров недавно заявил: «СЭЗ «Крым» дискриминирует граждан Украины с крымской пропиской и создает льготные условия работы с оккупантом. Мы собственными руками создаем возможности, чтобы спонсировать агрессора. И фактически приравниваем наших людей к иностранцам«. Электорату скармливается информация о том, что СЭЗ позволила украинскому бизнесу работать «на оккупантов и платить им налоги»: химические заводы Дмитрия Фирташа, портовые активы Рината Ахметова, аграрные владения Юрия Косюка, строительные супермаркеты семьи Герег и другие продолжили свою деятельность на полуострове.
Это, конечно же, полная чушь. На самом деле закон о СЭЗ «Крым» принимался Верховной радой в 2014 году, чтобы каким-то образом на законодательном уровне обосновать введение таможенной границы между двумя административно-территориальными единицами (с точки зрения украинских властей) и отказ от сбора налогов на территории ускользнувшего полуострова. Кроме того, создавались условия для желающих покинуть полуостров граждан и бизнеса (таковых, правда, набралось в гомеопатических количествах). Ну и к тому же в 2014 году на Украине, включая высших должностных лиц во власти, было всерьез распространено мнение, что «Америка с нами», а потому «оккупация» продлится в худшем случае год-два. Закон о СЭЗ «Крым» должен был позволить этот короткий промежуток времени пройти с наименьшими затратами.
Какое-то время в течение переходного периода крупный украинский бизнес и правда продолжал работать благодаря этому закону и через Украину, но недолго. Вскоре появилось требование о регистрации бизнеса на подконтрольной Киеву территории, а уже осенью 2015 года началась блокада движения товаров между Украиной и Крымом. И разумеется, после окончания переходного периода бизнес всех перечисленных товарищей и прочих людей с украинским или любым другим паспортом работает в Крыму не по украинскому закону о СЭЗ «Крым», а по российскому законодательству.
Забавно, что изменений в части выполнения украинского налогового законодательства жителями Крыма после ликвидации виртуальной СЭЗ «Крым» практически не планируется. В конечном счете украинские законодатели собираются по-прежнему освобождать жителей Крыма от уплаты украинских налогов и единого социального взноса (его можно платить добровольно, но не совсем понятно как — платежи между Крымом и Украиной заблокированы по инициативе украинской стороны), подачи деклараций, налогового контроля со стороны украинских налоговых органов и т. п.
Много крокодиловых слез от инициаторов этих законопроектов, в частности от представителей запрещенного в России Меджлиса крымско-татарского народа*, было пролито по поводу того, что жители Крыма из-за закона о СЭЗ «Крым» считаются на Украине нерезидентами. Но так ли уж плохо быть нерезидентом в условиях Украины-колонии? Например, согласно украинскому Налоговому кодексу, именно нерезиденты освобождаются от любых налогов на любые доходы (процентные, курсовые, от купли-продажи) украинских государственных ценных бумаг. Сегодня крымчане от обложения таких доходов налогами освобождены, как и американцы или, скажем, французы. После принятия новых законов они их должны будут платить, как… украинцы. Правда, есть и позитив: налог по меньшей ставке они смогут платить при вступлении в права наследования на имущество на территории, подконтрольной Киеву.
Новости партнеров
Но пакостей в законопроектах для бывших сограждан предусмотрено все же больше, чем позитива.
Норму, согласно которой украинским военнослужащим и правоохранителям разрешается приватизация жилых помещений, находящихся «на временно оккупированной территории», пакостью не назовешь — это скорее злой троллинг.
Но вот непризнание дипломов высших учебных заведений, полученных в Крыму, если лицо начало обучение после 20 февраля 2014 года, наверное, может стать неприятностью для тех, кто захочет работать на Украине. А скорее — отобьет это желание.
Главной же фишкой законопроектов является тотальный законодательный запрет на поставку (ввоз/вывоз) товаров из/в Крым, «в том числе автомобильным, железнодорожным, воздушным и трубопроводным транспортом, а также линиями электропередачи и гидротехническими сооружениями«. Гидротехнические сооружения в этом перечне являются точным указанием на главный предмет запрета — воду. Тем не менее отдельно выписан еще и пункт о том, что «осуществление водоснабжения на временно оккупированную территорию запрещается до восстановления на этой территории конституционного строя Украины«. Выглядит так, что именно эти нормы и являются главными во всей этой истории. И они полностью соответствуют дрейфу Зеленского в сторону антироссийской политики Порошенко и его же электората. Пойдет ли это ему на пользу — посмотрим.
*Запрещенная в России экстремистская организация.