Ракетные удары по морским и наземным целям, охота на авианосцы и подводные лодки — корабли Тихоокеанского флота впервые за последние десятилетия провели масштабные учения в центральной части Тихого океана. Моряки отработали десятки задач по взаимодействию, обнаружению и уничтожению сил противника на удалении в тысячи километров от родных берегов. В чем особенность маневров, за которыми пристально следил Пентагон, — в нашем материале.
Демонстрация флага
Новости партнеров
По информации Минобороны России, к учениям в дальней морской зоне привлекли около 20 надводных боевых кораблей, подводных лодок и судов обеспечения. Ударная группировка действовала в районе Тихого океана, в 2,5 тысячи миль (примерно 4,6 тысячи километров) юго-восточнее островов Курильской гряды. По данным специализированных интернет-ресурсов, отслеживающих морское судоходство, российские вымпелы на 65 километров подошли к Гавайям, где расположена крупная американская база ВМС США Перл-Харбор.
В маневрах участвовали флагман ТОФ — ракетный крейсер «Варяг», недавно модернизированный фрегат «Маршал Шапошников», корветы «Алдар Цыденжапов», «Совершенный» и «Громкий». Активно работала авиация: эскадру на разных этапах сопровождали противолодочные самолеты Ил-38, истребители-перехватчики МиГ-31БМ, заправщик Ил-78 и палубные вертолеты Ка-27, дальние противолодочные самолеты Ту-142М3.
По словам экс-командующего Северным флотом Вячеслава Попова, российские корабли вблизи американских военно-морских баз — вполне нормальное явление.
«Флот США тоже выполняет задачи недалеко от наших баз. Как на Севере, так и на Балтике и в Черном море, — отметил адмирал. — Демонстрация флага — очень важная задача в мирное время. В свете того, что американцы объявили Россию противником, видимо, было решено продемонстрировать возможности ТОФ в непосредственной близости от их баз».
В Минобороны раскрыли некоторые подробности учений. Так, например, российские моряки отработали уничтожение авианосной ударной группы. Корабли разделились на два отряда — первый выполнял роль плавучего аэродрома, второй отошел на 300 морских миль и атаковал «противника». Тихоокеанцы в условиях противодействия обнаружили «авианосец» и ракетными ударами потопили его вместе с кораблями сопровождения.
Также корабельная группировка обстреляла крылатыми ракетами критически важные объекты военной инфраструктуры потенциального противника. С воздуха пуски ракет выполнили самолеты Ту-142М3. «Тушки» вылетели с Камчатки и преодолели около десяти тысяч километров до района учений за 14 часов с дозаправкой в воздухе над акваторией Тихого океана.
«На подобных масштабных маневрах всегда отрабатывают целый комплекс задач: и противолодочное обеспечение, и противовоздушную оборону, и противокорабельные действия, и наблюдение, и разведку, — продолжает Попов. — Длительное время наш флот находился в упадке и организовать подобные учения на удалении от собственных баз было очень сложно. Сейчас ситуация изменилась — флот на подъеме. Модернизируют и строят новые корабли, налажено обеспечение».
Новости партнеров
Маневры у Перл-Харбора
Эскадра ТОФ вышла в море еще в начале мая в составе двух отрядов. В первом — ракетный крейсер «Варяг» и фрегат «Маршал Шапошников», второй отряд сформировали из корветов проекта 20380 — «Совершенный» и «Громкий».
В июне к ним присоединились другие корабли и суда обеспечения. Тактические группы выдвинулись из пунктов базирования и районов несения дежурства и встретились в назначенной точке в центральной части Тихого океана. Провели комплекс учебных стрельб, отработали отражение атаки с воздуха и оборону от подводных лодок. Затем взяли курс на Гавайские острова.
Председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) капитан первого ранга Михаил Ненашев подтвердил — нынешний Тихоокеанский флот России способен проводить масштабные учения в любой точке Мирового океана.
«Причем не просто поход или организацию маневрирования одного-двух кораблей, — подчеркивает глава ДПФ. — Характер этих маневров — геополитический. Они показали, что наши корабли могут уничтожить какую угодно цель. Однако это не только успех в достижении военно-морских задач. Тихий океан — мировая коммуникация, здесь проходят многочисленные морские пути гражданского флота, то есть мы еще обеспечиваем безопасность судоходства».
Что касается близости района маневров к базам США, то Ненашев назвал поход группировки ТОФ ответом России на «американскую наглость».
«Они постоянно лезут в Черное море, в Балтику, Баренцево море, провоцируют напряженность в районе залива Петра Великого, создают проблему в Южно-Китайском море, — добавил он. — Кроме того, этот район опасен для нас и из-за того, что американцы держат здесь стратегические атомные субмарины с баллистическими ракетами, способные наносить быстрые ядерные удары по нашей территории».
Прощупать оборону
Новости партнеров
Отметим, что Москва неоднократно заявляла о наращивании сил ВМС стран НАТО у границ России. В Генштабе характеризуют действия альянса в Черном и Балтийском морях не иначе как провокационные.
То, что активность западных флотов в последнее время значительно возросла, видно невооруженным глазом. Боевые корабли с ударным высокоточным оружием практически на постоянной основе дежурят в нескольких десятках километров от российских рубежей.
Причем натовцы уже не стесняются нарушать госграницу. Так, в ноябре 2020-го эсминец ВМС США «Джон Маккейн» вторгся на два километра в территориальные воды России в заливе Петра Великого, на берегах которого расположены Владивосток, Находка, Большой Камень, Фокино, а также крупнейший российский тихоокеанский порт Восточный. Тем самым американские адмиралы продемонстрировали, что акватория якобы не принадлежит России. А командование Седьмого флота США объяснило маневр своего корабля операцией «по обеспечению свободы судоходства».
Тогда инцидент завершился довольно мирно. Получив предостережение от большого противолодочного корабля ТОФ «Адмирал Виноградов», американец сразу ушел в нейтральные воды.
Двумя годами ранее в этом же районе другой вымпел США — эсминец McCampbell — попытался «бросить вызов чрезмерным морским претензиям России». Он прошел в непосредственной близости от базы Тихоокеанского флота в окрестностях залива и, по заявлению американских военных, таким образом поддержал права, свободы и законное использование моря, которое находится в распоряжении США и других стран.
Одна из недавних натовских провокаций — нарушение конвенции ООН экипажем британского эсминца «Дрэгон» в октябре минувшего года. По информации российского Генштаба, корабль, вооруженный противокорабельными ракетами «Гарпун», заметили в 22 километрах от Севастополя с включенными на излучение радиолокационными станциями управления оружием и обнаружения воздушных целей. Хотя, согласно международному морскому праву, при мирном проходе кораблей запрещена любая деятельность, связанная с угрозой применения силы против прибрежного государства.
А 23 июня экипажу бомбардировщика Су-24М пришлось даже сбросить бомбы по курсу британского эсминца «Дефендер», нарушившего государственную границу России в Черном море в районе крымского мыса Фиолент. Только после взрывов фугасок и нескольких предупредительных выстрелов со сторожевика Погранслужбы ФСБ России эсминец изменил курс и покинул территориальное море.