Компромиссы возможны всегда и во всём, с одним лишь нюансом — какой ценой и за чей счёт
Если поговоркой охарактеризовать встречу на вилле Ла Гранж в Женеве, то: «Не замесишь густо, когда в амбаре пусто». Ибо «Ла Гранж», которую столь трепетно выговаривают по российскому телевидению, означает «амбар» в переводе с французского. На сей раз решили «замесить» после события, а не до, как обычно.
Помнится, году эдак в 2017 меня чуть не линчевали в студии ведущие с экспертами — позволил себе усомниться во «всемирно-историческом наследии» предстоящего рандеву Путина и Трампа. Видимо, отныне инфопузырики принято пускать «дирижаблями» постфактум, мало ли чего, на всякий случай, тьфу-тьфу-тьфу. Прогресс!
Новости партнеров
Но вернёмся к нашим «амбарам», скажи-ка дядя, ведь недаром? Что там было на самом деле всплывёт лишь лет через «дцать», как стенограммы Ельцина и Клинтона от 1996 года, открытые в 2018 году. И чтоб не фантазировать и не погружаться в совсем уж «Нарнию», станем опираться на те «обрывки», что более-менее прозвучали и не опровергаются, а также факты, которые можно установить объективно (например, протяжённость саммита). Погнали:
1. Путин: «Россия и США договорились вернуть послов в Москву и Вашингтон». Напомню, что ситуация возникла с отзыва Москвой российского посла Антонова из Вашингтона в ответ на интервью Байдена про «убийцу». Затем МИД РФ настойчиво рекомендовал американскому послу Салливану отправиться домой за океан «для консультаций» (тот ещё отнекивался). И вот — «договорились». Зачем же было изначально затеваться с «суровым жестом», и уж тем более странно выдавать за достижение то, что сами же инициировали.
2. Байден передал Путину список из 16 американских секторов, которые не должны подвергаться кибератакам. Принять подобный список — значит хотя бы косвенно признать, что имеешь (или имел) к этому какое-то отношение. И, во-первых, «обнулить» все прежние пропагандистские установки «мы-не-причём», во-вторых, позволить разговаривать с собой в контексте диктата. А байденовские заявления про «полгода» — очень похожи на ультимативный срок.
3. «Последствия возможной смерти Навального в колонии будут разрушительными для России», — Байден. Чего ж Путин не парировал, не врезал коллеге «промеж рогов»: «Последствия возможной смерти Леонарда Пелтиера будут разрушительными для США». (Индейский активист Пелтиер сидит до сих пор с 1975 года, за его освобождение ратовали ещё в СССР, выступали различные «Международные амнистии», Европарламент и полтыщи общественных деятелей и выдающихся личностей из мира науки и искусств, многократно номинирован на Нобелевскую премию). Впрочем, это условная фигура, фамилия могла быть любая, важен — тон.
4. Путин: «В вопросе обмена заключенными между РФ и США возможны компромиссы <…> МИД России и госдеп США поработают в этом направлении»
А что, фамилию Ярошенко вчера узнали, ранее «не работали в этом направлении»? Его мама — умерла от сердечного приступа — не писала письма президентам США (и к Трампу тоже): «Я обращалась к президенту Обаме как к главе государства, как к отцу семейства, как к Нобелевскому лауреату, но, к моему глубокому сожалению, не нашла понимания с его стороны…»
Касаемо «компромиссов» — они возможны всегда и во всём. Нюанс лишь — какой ценой и за чей счёт.
Новости партнеров
6. Саммит продолжался (около 90 минут чистого времени) менее того срока, который ожидался. Следовательно, именно «договориться» (в значении прийти к результату) о чём-либо не удалось. Максимум — обменяться мнениями, что в 21 веке легко сделать и по скайпу. Тем более, людям давно знакомым друг с другом. Это же подтверждает и сам факт отсутствия общей пресс-конференции (у каждого — своя). Ладно Байден, он всё равно находился в Европе (лишний раз летать туда сюда в его возрасте хлопотно, почему бы «до кучи» не заняться ещё одним дельцем), но зачем понадобилось отправляться в Женеву Путину?
Сравните совместное заявление президентов РФ и США по итогам Ла Гранжа: «в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана». С аналогичным документом Горбачёва-Рейгана образца 1985 года, из той же Женевы: «ядерная война — недопустима, в ней не может быть победителей».
Теперь пару слов для поклонников «ритуальной дипломатии», оправдывающей существование огромного числа международных дармоедов, несмотря на прошедшее время с «протокольной эпохи» и «рыцарских турниров».
Из мемуаров президента Никсона — воспоминания как восприняли в США даже не столько «улучшение», сколько паритетное соглашение с СССР в начале 70-х годов:
«Возможно, самая тяжелая и решающая битва третьей встречи в верхах произошла не в Москве, а в Вашингтоне, где деятельность противников разрядки достигла чуть ли не горячечного уровня, когда я готовился к отъезду в Советский Союз.
Во весь голос вопили либералы — стало модно осуждать преследования инакомыслящих в Советском Союзе. Консерваторы в обеих партиях по-прежнему были намерены либо ограничить торговлю с Советами, либо полностью запретить её.
Военный истэблишмент и его многочисленные друзья в конгрессе и в стране восстали против самой возможности достижения соглашений… Эта конвергенция сил, противившихся разрядке, произошла бы в любом случае, независимо от внутриполитической ситуации».
Видите, туземцы, сколь активно не желают «белые люди» вести дела с вами на равных. Восстают аж против «самой возможности»! Хоть либералы, хоть консерваторы и вне зависимости от «внутриполитической ситуации».
Новости партнеров
Причём в период, когда у них всё складывалось не слава Богу: фактический отказ от Бреттон-Вудской системы (1971 год), Энергетический кризис (1973 год), общая стагфляция 70-х, приведшая к тому, что, например, в 1975 году о своём дефолте объявил Нью-Йорк. А ещё по «мелочи» и «пустякам» — вроде проигрыша во Вьетнаме.
Ничего сопоставимого тем событиям по масштабу нынче и близко нет (про пандемию — не смешите). И РФ не СССР — и речь не о возможностях, а об отсутствии «альтернативной антагонистичности». А также в решимости конкурировать и сопротивляться. Вот в «ответку», хоть из рогатки Северной Кореи они верят, а в противостояние России со всеми её армиями и ракетами (не грозить кулачками из телестудий, не жаловаться на «коварных пиндосов», не плакаться о «двойных стандартах») — увы!
По сути, квинтэссенция «обидки» российской элитки на американцев сводится к тому, что «мы такие же, как вы» — почему вам можно, а нам нет? Да потому! Прежде всего — вы заискивающие туземцы, не тушкой, так чучелком, отказавшиеся от своего ради чужого. Если только копировать — значит никогда не превзойти. Следовательно, вас ждёт стабильное «разнообразие» поз: то они над вами, то вы под ними.
А «часы», конечно, «сверили» — пропаганда активно популяризировала фото с часами Путина («Командирскими», надеюсь) при рукопожимании с Байденом. Один обозначил время (полгода!), второй не возразил.