Вместе с редактором телеграмм-канала NEXTA Романом Протасевичем была задержана его девушка: Софья Сапега. И если с Романом ситуация понятная: он служил в нацистском батальоне «Азов», координировал уличные протесты в Белоруссии в конце лета, начале осени 2020 года, то с Софьей ситуация более запутанная.
Для начала, она гражданка России. Но задержана по обвинению в преступлении против Белоруссии. Которое совершила, находясь за пределами Белоруссии. И при этом РФ и РБ составляют союзное государство. Как распутать эту запутанную историю?
Новости партнеров
Об этом Общественная служба новостей опубликовала специальный материал политолога, президента Центра системного анализа и прогнозирования Ростислава Ищенко.
***
Было ли преступление
Для начала, надо доказать, что она совершила какое-то преступление. Да, она сама рассказала о том, что вела телеграмм-канал, где раскрывала личности белорусских бойцов ОМОН. Но условия, в которых она это рассказала, таковы, что возникают сомнения.
Белорусские спецслужбы позаботились о том, чтобы к ней в течении практически суток не попадали ни адвокаты, ни российский консул. А это уже нарушение прав задержанных. Понятно, что в эти сутки на неё оказывалось определённое давление, это первое.
Второе. Даже если она действительно вела телеграмм, который деанонимировал сотрудников белорусского ОМОН, это ещё не является преступлением. Есть запрет на раскрытие личности сотрудников спецслужб. Но ОМОН спецслужбой не является.
Если там же звучали призывы к расправе – вот тогда можно найти предмет для уголовного дела. А если рассказать, что такой-то человек служит в ОМОН-е, то что в этом страшного?
Новости партнеров
Российское слово
И, наконец: вне зависимости от того, где она совершала преступление, её имеют право судить в Белоруссии. Но Россия имеет право добиваться её выдачи. Причём добиваться этого по двум показаниям.
Первое: для того, чтобы судить её в России по обвинениям, предоставленным Белоруссией. И второе: если она осуждена в Белоруссии, чтобы срок она отбывала в России. Поскольку Белоруссия государство нам, вроде как, дружественное, то я не вижу оснований для отказа ни в одном, ни во втором случае.
Но повторю: её преступления надо ещё доказать. Потому что Лукашенко привык к тому, что его заявления, как и заявления его спецслужб или просто милиции, уже сами по себе являются достаточным доказательством. На самом деле это вовсе не так.
Признание – не доказательство
Даже чьё-то признание тоже не является достаточным доказательством преступления. Тем более, что спецслужбы Белоруссии совершили несколько нарушений уже в момент задержания, после которых в нормальной стране вообще процесс не мог бы состояться.
Во-первых, она не находилась в розыске, ей не предъявляли никакого обвинения, а задержали просто как подругу Протасевича. Он сам, да, находился в розыске, но не Софья Сапега.
Дальше. К ней, повторяю, не был допущен адвокат. Белорусская милиция только в районе 18 часов 24 мая подтвердила российскому посольству, что она задержана. А до этого делала вид, что ничего не знает. Умышленно затягивалось время, чтобы к ней не могли попасть сотрудники консульской службы.
Новости партнеров
После этого утверждать, что её показание имеют какое-то значение сложно.
Потому, в самом худшем случае, если белорусы смогут корректно доказать, что Софья совершала преступления по белорусским законам и против Белоруссии, то даже в этом случае на надо забывать, что она гражданка России. А действия каким-то образом касающиеся Белоруссии она совершала на территории Польши и Литвы, где она училась и проходила практику.
Если бы она планировала заговор с целью свержения Лукашенко – тогда да, Белоруссия имеет право тебя задерживать и судить, невзирая на твоё гражданство и место преступления. А если она в Литве украла белорусскую булку, этого недостаточно, чтобы пытаться привлечь к белорусскому суду.
Заложница политики Лукашенко
Так что здесь достаточно сложная ситуация. Вообще, я думаю, Лукашенко, у которого скоро новая поездка к Путину в Сочи, просто действует в своём стиле: берёт заложника. Чисто по принципу: ничего особо криминального предъявлять девушке не будем, но можно привезти её в своём самолёте, чтобы сказать «вот вам ваша россиянка, забирайте».
Хотя для Белоруссии то, что она являлась подругой Протасевича – уже достаточное преступление. Поэтому её и задержали. А дальше, то что её будут вменять: вела – не вела, был телеграмм-канал или не был – вопрос уже второй.
Я очень сильно сомневаюсь, что у Лукашенко хватит ума после того, как он исковеркал свои отношения с Европейским союзом, ещё из-за этой девицы портить отношения с Россией. В Европу ему уже не вернуться. Думать про это бацка может что угодно, но там его уже могут принять только как Каддафи: или чучелком, или тушкой.
А Россия будет Софью защищать. Она вынуждена это делать, потому что она российская гражданка. При этом я в России много раз слышал о том, что мы поддерживаем Белоруссию. Но ни разу не слышал: «Мы поддерживаем Лукашенко».
Поэтому, когда ему надо в очередной раз лететь на переговоры с Путиным у него может появиться мысль, что можно снова «поторговать» российскими гражданами. Тем более, что это неоднократно происходило прежде.
Не думаю, что это идея конструктивная. Более того, думаю, что этот вопрос должен рассосаться достаточно быстро. Как только белорусы придумают, как сохранить лицо на своём внутреннем информационном поле, они выйдут из этой ситуации. Им нужно придумать, зачем они её задержали, зачем потом отпустили. Понятно, что белорусское телевидение за пределами Белоруссии никто не смотрит, но своим-то гражданам надо всё это как-то объяснить.