Бедные беднеют, а богатые богатеют: состояние «наших» миллиардеров достигло трети ВВП
Financial Times подсчитал, что состояние российских миллиардеров составляет 35% от внутреннего валового продукта (ВВП) страны, таким образом, Россия заняла первое место по этому показателю, на втором месте оказалась Швеция (30%), а на третьем Индия (20%). В США, которые расположились на четвертом месте, этот показатель составляет 19%. Примечательно, что доля состояний российских миллиардеров по отношению к объему национального ВВП за 2020 год увеличилась на 10 процентных пунктов. Такое позорное первенство в мире объясняется «тяжелым» годом для ВВП в России, но почему же для наших миллиардеров он не оказался таким же тяжелым? Все потому, что «нашими» их можно назвать лишь условно, капиталы, которые так скрупулезно считает Financial Times, находятся за рубежом и не работают на нашу экономику, в некоторых случаях с них даже не получают налога.
Авторы исследования указывают, что сосредоточение самых богатых миллиардеров не стоит искать в самых богатых странах, а наоборот – их много в странах с развивающейся экономикой. Например, Алексей Мордашов, совладелец «Северстали», владеет состоянием в 29 млрд долларов, это уже 1,7% российского ВВП, а вот Джон Рокфеллер на данный момент владеет только 0,8% ВВП США.
Новости партнеров
Экономист Василий Колташов полагает, что цифры эти вполне реальные, если состояние наших миллиардеров считали по их активам за пределами РФ. В то время, как по российскому ВВП ударили и падение рубля, и низкие цены на нефть, да и тот самый «коронакризис», а не привязанные к России капиталы олигархов, естественно, могли пойти в рост, например, если они вкладывались в американские ценные бумаги, которые росли из-за денежных вливаний ФРС США. Еще одним фактором роста состояний, как отмечает Колташов, могло быть и то, что миллиардеры любят играть против рубля – это их не народный, а «классовый промысел».
«Как известно, зачем кредитовать промышленность, если можно играть против рубля и уйти с рынка просто в золоте? Здесь есть механизмы, но причина такого роста кроется прежде всего в обрушении курса российской валюты. Мало того, что на этом играли и наши богатые граждане, даже не вполне «наши» уже, они обожают этим заниматься. Рубль упал в долларовом исчислении, и на волне падения мировых цен на нефть при сопоставлении с ВВП 2020 года они стали выглядеть гораздо богаче», – говорит эксперт.
И все же треть от ВВП – это довольно внушительные состояния, можно ли доверять подобным исследованиям? Тем более, что видные экономисты давно критикуют использование данных о ВВП в серьезных работах, как нечто «виртуальное» и давно не связанное с реальным производством, а статистику по этому показателю можно вертеть и получать совершенно разные данные, что уже доказал Росстат, например.
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Вера Ганзя считает, что данным можно доверять, она и сама занималась изучением роста состояний самых богатых россиян и их полного отрыва от самых малообеспеченных.
«Я смотрела децильный коэффициент (разница соотношения уровня доходов между самыми состоятельными гражданами страны и самыми малообеспеченными), который нигде никак не публикуется, и найти его практически невозможно, – делится она. – Так вот три-четыре года назад, новейших данных у меня, к сожалению, нет, наша страна была на уровне слаборазвитых стран Центральной Африки. Сейчас этот разрыв только растет – при полном обнищании населения, то есть когда реально располагаемые доходы населения падают уже семь лет подряд, мы видим существенный прирост благосостояния наших олигархов».
Действительно, состояние олигархов и без относительного сравнения с ВВП растет, но это отмечается не только в России, по данным «Форбс», рост числа миллиардеров в мире в 2020 году стал беспрецедентным – общее их состояние выросло с $5 трлн до $13 трлн. Количество миллиардеров в мире увеличилось на 700 человек – до 2,7 тыс. В традиционный список самых богатых россиян в 2021 году вошли 123 человека, в то время как в 2020 году их было только 102, возглавил список в этот раз именно Мордашов и его семья, их состояние также выросло на $12,3 млрд. Общий же рост состояний миллиардеров составил $62 млрд.
«Что это значит? Это значит, что наживаясь на народном горе, на народной беде, особенно в период пандемии, когда малый и средний бизнес вымирает, свое существование прекращают многие предприятия, у этих граждан все нормально. Это показатель увеличения разрыва доходов между самыми состоятельными и самыми малообеспеченными гражданами. Такой разрыв аморален, а с точки зрения экономики это просто убийственная цифра», – говорит Вера Ганзя.
Новости партнеров
При этом депутат отмечает, что изучение того самого списка, а именно топ-20 российских миллиардеров на протяжении нескольких лет, приводит к определенным выводам: во-первых, ротация происходит у них только друг с другом, а, во-вторых, что еще более интересно – с чего начинался их бизнес?
«Они все начинали с минерально-сырьевой базы и поднялись так высоко в этой финансовой иерархии по доходам не потому, что у них по семи пядей во лбу, а потому что они оказались в нужное время в нужном месте и сумели каким-то образом – а в 90-ые годы мы понимаем, каким образом – прибрать к рукам наши национальные минерально-сырьевые ресурсы, то, что по факту должно принадлежать народу. Мы давно говорим, что нельзя допускать того, чтобы дивиденды наших крупных монополий выходили за разумные рамки, дивиденды эти уходят в оффшорные зоны», – говорит Вера Ганзя.
Правительство давно ищет меры по возврату капиталов, но заинтересованность олигархов в возвращении на родину появилась недавно, по факту только с тех пор, как за рубежом их начали спрашивать – откуда деньги? Теперь они должны доказать, что их деньги «не криминальны», а поскольку это очень сложно и практически невозможно, то лучший выход, когда на горизонте маячит реальная угроза заморозки активов, вернуть их обратно в Россию. Но это еще не значит, что в российскую экономику. Даже под страхом потери состояний наши миллиардеры не спешили переводить деньги в свое отечество. Чтобы облегчить им принятие решения, правительство создает специальные административные районы (САРы), а чтобы получать налоги с выводимых дивидендов (которые получают миллиардеры, напомним, с некогда «народного хозяйства»), мы вынуждены подписывать соглашения с офшорными странами.
«То, что у них огромные состояния – это никакая не новость. Проблема в том, что у них очень большие состояния за пределами нашей страны, а здесь – только источники этих состояний. Если бы они были здесь, если бы эти капиталы были инвестированы, например, в развитие обрабатывающей промышленности, в развитие транспортной инфраструктуры, то, это, конечно, работало бы на нашу экономику, – говорит экономист Василий Колташов. – Им тоже вытащить эти капиталы из ценных бумаг будет не так просто. Очень большие суммы, так получается, что они очень богатые, но богатство у них за пределами нашей страны. И с возвратом капитала пока все не очень. А вот вывозить они не перестали, пока не особо им мешают».
Что касается САРов, куда могут вывезти (а точнее – перевести обратно) свои капиталы миллиардеры, то, как отмечает Вера Ганзя, принципиально важно, что они полностью закрыты от любой администрации – от налоговой, от депутатов, от запросов правоохранительных органов, эти зоны покрыты абсолютной тайной. Так что возвращение капиталов положительно на экономике не сказывается, а играет на руку только олигархам, у которых на Западе вдруг начала гореть земля под ногами. Здесь же они могут свои доходы вполне законно «отмыть». Так себе меры, но хоть что-то?
«В целом систему это не меняет. Есть эффективный, мирный способ заставить олигархов делиться – изменение в действующем законодательстве. В течение двух созывов парламентское большинство принимало законы, защищающие исключительно олигархов и их прибыли от налоговых претензий. И таких законов полным-полно: и амнистия капитала, и налоговые преференции, налоговые льготы, чего только нет. Приняли закон о двойном налогообложении, по которому мы вообще почти налогов не получали с вывозимых дивидендов, а они платили налоги там за рубежом – зарабатывали у нас, обдирали наш и без того нищий народ здесь, а платили налоги там. Последние законы, которые принимаются – это так называемая деофшоризация, но это точечные законы, они систему не меняют», – констатирует Вера Ганзя.