«62% респондентов не готовы сделать прививку отечественной вакциной Спутник V. Этот показатель не изменился с февраля 2021 года, однако за год число сторонников прививок немного снизилось. Четверть респондентов (26%) готовы сделать прививку, это несколько меньше, чем в феврале (30%), при этом 10% респондентов ответили, что уже сделали прививку». Это любопытную и несколько шокирующую информацию привел «Левада-центр» (признан иноагентом — Ред.).
Опрос также показал, что вакцина пользуется наибольшей популярностью среди тех, кто опасается заразиться коронавирусом, а также у представителей старших возрастных групп. Максимальное число отказников приходится на молодежь возрастной группы 18−24 лет. Порядка 75% юношей и девушек не готовы прививаться.
Новости партнеров
Дело даже не в том, хорош или плох Спутник V. Согласно опросу «Левада», 56% россиян вообще не боятся заразиться коронавирусом, тогда, как в октябре 2020 года таких было на 22% меньше. Таким образом резко возросло число людей, которые не считают COVID-19 опасным заболеванием — для них это что-то вроде ОРВИ.
На форумах можно прочесть о самых разных причинах, часто экзотических, почему люди отказываются от вакцинации.
Юзер с ником М@к@к@ Московск@я пишет: «Вирус мутирует и сейчас его уже 18 видов (если уже не больше) и каждый год он будет мутировать дальше. Ковид стал сезонным как грипп. Сейчас ближе к лету заболеваемость ковида, гриппа и ОРВИ спадет».
Форумчанин id631846 видит в прививке «руку Кремля». Он пишет: «Мне так вообще кажется, что „прививка от короны“ — это своеобразная модель возможности всецело контролировать население страны».
Некая Анна Дашевская, позиционирующая себя как психолог, поясняет: «Страх (перед прививкой) совершенно нормальный. Потому что вакцина действительно сляпана на коленке. От разработки вакцины до внедрения должно пройти не менее 2−3 лет, а то и больше. Лично я за вакцинацию, и не являюсь антипрививочником. Но эту вакцину сейчас делать бы не стала».
В общем, в Интернете каждый второй вдруг стал видным вирусологом, иммунологом, микробиологом и эпидемиологом, причем в одном лице сразу. Как говорится, в поле каждый суслик — агроном…
По большому счету такая же примерно картина с отказниками наблюдается и в других странах. Журналист Саймон Купер пишет: «Пугает, что от 43 до 50 процентов французов говорят в последних опросах, что они вероятно или наверняка не будут прививаться». Многие граждане пятой республики считают, что фармацевты находятся в сговоре с Эммануэлем Макроном, мол, болезнью COVID-19 пугают ради наживы на «опасной» вакцине.
Новости партнеров
Кстати, в США тоже высока доля отказников от вакцинации против COVID-19 — больше половины.
Как поясняет Купер, в богатых государствах, особенно «помешанных в хорошем смысле слова» на свободе, обратной стороной медали являются соцсети, как правило, альтернативные СМИ интернет-площадки. Именно они и делают свое черное дело. Блогеры, зачастую будучи сторонниками теории заговора, выдвигают самые разные версии. Часто нелепые и даже абсурдные.
Следует отдать им должное: их фантазии хорошо читаются и не лишены логики, а также содержат цитаты «экспертов». Не надо забывать и то, что блогерами движет — погоня за количеством фолловеров (подписчиков) и жажда лайков. Значит, количество «жареных фактов» будет только расти.
И, напротив, в небогатых странах, в которых доступ к медицине считается признаком успешности, прививка обретает очертание статусности. Тем более, что власти не могут обеспечить всех желающих вакциной, что опять-таки благодаря соцсетям вызывает ажиотаж и провоцирует желание успеть сесть в последний вагон.
Короче, люди есть люди: не хотят того, что им навязывают силой (под страхом увольнения или ограничения передвижения), и жаждут того, чего у них нет. Как бы там ни было, но главный аргумент отказников заключается даже не в том, что ковид не страшнее гриппа. «Большинство сомнений людей в отношении вакцины (не важно какой — Спутник V, Pfizer и т. д.) проистекают из скорости, с которой они были разработаны», — отмечают специалисты Антверпенского университета, одного из ведущих научных центров Бельгии.
Все — справедливо или нет, это другой вопрос — боятся возможных долгосрочных побочных эффектов. «Мы не должны тривиализировать или игнорировать эти проблемы», — отмечают эксперты. Тем более, что масла в огонь подливает война прививок, многократно усиливающая страх перед антиковидной вакцинацией.
Так, известный на Западе эксперт Йоп де Фриз в паблике «Отчет о COVID-19», опубликованным Пулитцеровским центром и Фондом Хейзинг-Саймонса, отмечает, что у людей, получивших прививку Pfizer/BioNTech, тяжелая аллергия, в том числе анафилаксия — потенциально опасная для жизни реакция, может быть вызвана полиэтиленгликолем, используемым в производстве мРНК-вакцин. Это же вещество применяется и в вакцине, разработанной компанией Moderna.
По состоянию на 19 декабря 2020 года в Соединенных Штатах было зарегистрировано шесть случаев анафилаксии среди 272 001 человек, привитых Pfizer/BioNTech. Это считается очень много. Хотя на самом деле процент ничтожный, в рамках статистической погрешности. Тем не менее эффект взорвавшейся бомбы произвела публикация в журнале Natural News о том, что «коронавирусная вакцина Pfizer убила в 260 раз больше молодых людей, чем сам вирус». Издание ссылается на анализ доктора Эрве Селигмана, профессора Университета Экс-Марсель. Никто, правда, почему-то не вспомнил, что в США в 2020 году от анафилактического шока, вызванного, например, укусами пчел, пищевой аллергией или при использовании анестезиологии в больницах, умерло в сотни раз больше человек.
Новости партнеров
Досталось по самое не могу от Natural News и вакцине AstraZeneca, названной «опасной неудачницей».
О высоком уровне скептицизма по отношению к этой прививке говорится в публикации авторитетной в США газеты The Atlantic. Автор статьи Алессандро Грассини пишет, что ВОЗ в начале этого года рассчитывала получить около 2 миллиардов доз AstraZeneca, чтобы закрыть проблему COVID-19 в 92 странах к концу года. Однако регуляторы более чем в 20 европейских странах приостановили ее применение.
В качестве причины были названы тромбозы и паралич Белла, что вызвало ярость у многих чиновников Минздрава ЕС и США. Кончились эти разборки тем, что 60% пожилых французов (из группы лиц, которые больше всего боятся ковида) сейчас говорят, что они почти или вообще не доверяют вакцине AstraZeneca. Аналогичные цифры опроса появляются в Германии, Италии и Испании.
Как подчеркивает The Atlantic, эффект домино никто не отменял. «Все, что регулирующие органы говорят об этой проблеме (об опасных, хоть и немногочисленных последствиях прививок), может привести к снижению доверия к вакцинации в целом и, таким образом, увеличить число жертв пандемии, — отмечает издание. — И все же, если окажется, что (тяжелые) реакции на вакцину все-таки есть, даже исчезающие редкие, молчание не решит проблему. В самом деле, это может привести к ухудшению последствий паники по поводу вакцин, которая, несомненно, будет расти».
Такие публикации бьют рикошетом и по Спутнику V, хотим мы этого или нет. Плюс к этому в народе из-за «оптимизации медицины» уже сформировалось негативное отношение к Минздраву РФ. Странно как-то получается, практически все инновационные лекарства закупаются за границей, а здесь мы впереди планеты всей. Так что не на пустом месте у людей появилось недоверие, несмотря на пылкие речи наших чиновников, готовых порвать на себе последнюю рубашку.
Безусловно, у российских властей есть четкое понимание, что только прививочная кампания способна в кратчайшие сроки остановить пандемию. И это тот самый случай, когда следует прислушаться к регуляторам — Роспотребнадзору и Минздраву РФ. Но сейчас самое главное не допустить, чтобы в погоне за цифрами вакцинация не вылилась бы в принудиловку. Тогда страх перед анафилаксией и другой «побочкой» может и впрямь стать общенациональным.