19-летний Ильназ Галявиев тщательно подготовился к расстрелу: изготовил мощное самодельное взрывное устройство, приобрёл лицензию на оружие, купил в другом городе карабин. Завёл телеграм-канал, в котором опубликовал пост о своих намерениях убивать. А потом спокойно, размахивая стволом, пришёл в школу, из которой выпустился четыре года назад, ворвался в первый попавшийся класс и устроил страшное побоище.
Жуткая трагедия, которая произошла утром 11 мая в Казани, где 19-летний Ильназ Галявиев устроил массовый расстрел, по всей видимости, имеет куда более серьёзную подоплёку, чем просто вопросы регулирования продажи оружия населению и психического состояния людей, получающих разрешение на его приобретение.
Новости партнеров
Есть версия, что случившаяся трагедия – это тщательно спланированная радикалами акция устрашения.
Буквально полгода назад там же, в Татарстане, едва не произошёл аналогичный случай: 16-летний подросток Виталий Антипов, вооружившись ножом и коктейлем Молотова, отправился на джихад – убивать и резать неверных. Только по счастливой случайности удалось тогда предотвратить трагедию с многочисленными жертвами – у парня, ставшего с некоторых пор (под влиянием своего ранее судимого за экстремизм и организацию теракта отчима) невероятно религиозным и принявшего имя Абдурахман, просто сдали нервы. Он шёл сжигать клуб, но отчего-то решил опробовать сначала своё оружие на полицейском участке. А потом был ликвидирован.
По заранее задуманному плану
Есть кадры: Ильназ Галявиев утром идёт по улице, размахивая карабином, весело машет рукой прохожим. Открыто, ни от кого не скрываясь. Он направляется к гимназии № 175, которую сам окончил четыре года назад. Идёт, чтобы убивать.
Нет, это не было спонтанное буйное помешательство.
Всё было спланировано заранее.
Более того – он даже предупредил, что намерен сделать это.
Новости партнеров
4 мая Ильназ завёл свой телеграм-канал, в котором спустя два дня (до этого – ни одной записи) объявил себя «богом», а всех остальных – своими рабами, которые должны делать всё, что он захочет.
«В мире, – написал он, – не должно остаться живности. Я явился в этот мир в облике человека, чтобы избавиться от всех вас».
Потом – пауза на несколько дней.
И уже сегодня, 11 мая, буквально за полчаса до трагедии, ещё два поста. В одном из них говорилось:
«Сегодня я убью огромное количество биомусора и сам застрелюсь».
Камеры видеонаблюдения зафиксировали, как он подходит, вооружённый, к главному входу в гимназию. На пороге стоят какие-то люди. Он что-то говорит, обращая на себя внимание, они быстро сбегают по ступенькам.
Через некоторое время террорист заходит внутрь – и ещё спустя секунды дверь буквально вылетает, выбитая взрывной волной, на улицу.
Как стало известно «Первому Русскому» из собственных источников, события развивались следующим образом.
Новости партнеров
Уборщица и вахтёр-охранник, дежурившие на входе, услышали суету на крыльце, потом увидели человека в маске и с оружием – и закрыли перед ним стеклянную дверь. Вот тогда он выстрелил несколько раз из дробовика через преграду – фактически в упор, попав в сторожа, разворотив ему живот, голову, нижнюю часть туловища. Потом быстро перевёл ствол на вахтёршу, но та каким-то чудом успела (!) нажать тревожную кнопку.
В гимназии зазвучала сирена.
Поняв, что внезапности не получилось, Ильназ рванул вперёд, на ходу перезаряжая карабин.
Никто не хотел открывать
Но попасть сразу в кабинеты не удалось: фактически вахтёрша спасла многие жизни, успев подать сигнал тревоги.
«Когда сирена заревела, потом грохнуло, по громкой связи всем сказали запереть кабинеты. И он начал, видимо, ходить и выбивать, но у него не получалось сначала», – рассказал один из учеников девятого класса.
По словам детей, он пытался стучать. Уговаривал открыть. Они не открывали.
И тогда мерзавец привёл в действие свою бомбу – ту самую, мощную, от которой взрывной волной разворотило коридор.
Видимо, он сам где-то укрылся в тот момент.
А дальше – заскочил в один из классов, где занимались восьмиклассники, и там начался настоящий кошмар.
Восемь погибших детей.
Свыше тридцати раненых. Кто-то из школьников, спасаясь, прыгал из окон, ломая ноги. Кто-то лежал на полу, укрываясь под партами.
А Ильназ всё палил и палил.
А обещание застрелиться выродок не исполнил: когда закончились заряды, он сам вышел на улицу, заложил руки за голову и встал на колени – сдался.
«Грохот стоял жуткий! Никто не понимал, что происходит. Потом пришёл спецназ и нас всех забрали. А у учительницы, нашей классной руководительницы, сын там остался, восьмиклассник, – он, кажется, из того класса, где всё случилось», – рассказывает девятиклассник.
По словам нашего источника, сразу после задержания Галявиева кто-то из учеников сказал, что на четвёртом этаже спрятался ещё один преступник. Плюс он сам объявил, что заложил две бомбы – в самой школе и в квартире родителей. Поэтому, собственно, и проводили спецоперацию по эвакуации.
Хотя эвакуацию в любом случае спецслужбы были просто обязаны провести. Даже если бы точно знали, что в школе больше нет ни одного террориста и никакой опасности. Просто по той причине, что дальше школа, как место преступления, становится площадкой для групп экспертов, которые собирают, классифицируют различные улики, проводят экспертизы и воссоздают объективную картину произошедшего.
Крутой поворот
Через некоторое время поступила информация о задержании «куратора» убийцы – некоего 41-летнего местного жителя. Однако затем правоохранители опровергли это, сообщив, что тот действовал в одиночку.
Вскоре появилась и запись его первого допроса, где парень в камере, с привязанными к решётке руками беснуется и орёт:
«Я осознал себя богом не сразу, месяца два назад. А летом у меня начал пробуждаться монстр! Конкретно. Я всех начал ненавидеть! Я всегда всех ненавидел и начал ещё больше ненавидеть. Не смейте мне приписывать какую-то экстрасенсорную или психологическую х…»
На вопрос, кто ему «подсказал», что он «бог», Галявиев истерично верещит:
«Мне никто не говорил, я сам два месяца назад осознал, что я – бог. Я впервые сказал это своей маме. А у меня мамы нет! Я её на «вы» просто называю. Она мне не мать. У меня нету родителей! И я вас всех ненавижу. У меня нету матери, я от всех отказался. Женщина, которая меня родила, это не мать. Нету ни мамы, ни папы, я их так никогда не называл!»
По нашей информации, Галявиев, который поступил учиться в колледж на программиста, действительно уже полгода жил отдельно от родителей: он ушёл от них, по словам близких, из-за постоянных конфликтов, которые начались в какой-то момент – причём совершенно неожиданно.
«Всегда, пока ещё в школе учился, потом в колледже, был тихим, спокойным. Такой – весь в себе. Но без агрессии. Физически он не был сильным, особых успехов в учёбе тоже не было, поэтому никаких лидерских качеств, чего-то такого не наблюдалось у него. А с весны, наверное, прошлого года он здорово изменился – словно другой человек стал. Огрызался, нервничал, дёргался», – говорят знакомые.
Что именно послужило причиной тому – непонятно.
Вроде как у него появились какие-то новые знакомые, с которыми он общался по соцсетям, но об этом он особо не распространялся.
А как съехал от родителей, то совершенно перестал с ними общаться, хотя они ему переводили деньги на жизнь.
Три дня на решение?
И вот здесь – новый, очень любопытный поворот. Семья у Галявиевых (у него есть ещё родной брат) небогатая, но не бедствовала.
Для реализации своей задумки он приобрёл пусть и не самое хорошее, но вполне приспособленное именно для быстрой стрельбы самозарядное ружьё Hatsan Escort (кстати, именно такое использовал другой «школьный стрелок» – Росляков из Керчи). В обычной комплектации оно идёт в варианте «4 плюс 1» – то есть четыре патрона в магазине и один в стволе. А он взял другую – «7 плюс 1», иначе говоря, с увеличенным числом зарядов.
Так вот, стоит такая «штучка» около 45 тысяч рублей. Деньги для обычного студента колледжа, который живёт отдельно от родителей, согласитесь, немалые.
Сейчас многие задают вопрос: как, мол, он прошёл допуск?
Мы уже говорили об этом прежде, когда рассказывали о таких трагедиях, поскольку эта тема неизменно поднимается.
Очень просто: собрал все справки, сдал анализы – и всё. Причём конкретно Галявиев действовал очень обстоятельно. Психиатра и нарколога, например, прошёл в республиканском диспансере.
Оружие покупал не в родной Казани, а специально ездил за ним в Йошкар-Олу.
Другой важный момент: никто на данный момент не подтверждает информацию, распространённую некоторыми источниками, о том, что парня травили и гнобили в школе.
К тому же – очень странно: мстить совсем другим людям, не конкретным обидчикам, спустя четыре года – убивать детей намного младше себя, которые никакого отношения к нему не имели. Или нет?
А на учёбу в колледже он попросту «забил»: как утверждают в учебном заведении, просто перестал появляться на парах, не прошёл практику. И был отчислен 26 апреля – за три дня до того, как получил лицензию на оружие, кстати.
А потом – пошёл и расстрелял. Тех, кто у него на глазах в этой школе играл на переменах. Кто уж никак, хотя бы в силу возраста, не мог его обидеть.
Месть? Кому и за что?
А потом вышел и хладнокровно сдался полиции. Мстители так не поступают.
Экзальтация или спецоперация?
Источник в силовых структурах отмечает, что правоохранители, несмотря на сделанное заявление, что он действовал самостоятельно, очень тщательно проверяют круг знакомств парня, особенно его соцсети.
«Хотя он их «почистил» перед тем, как отправиться на преступление, – говорит собеседник. – Но, думаю, это не станет проблемой, чтобы всё выяснить».
Отрабатывается версия, по нашим данным, что Ильназ Галявиев, как и упоминавшийся выше подросток-поджигатель Виталий Антипов (он же ваххабит «Абдурахман»), ликвидированный в октябре 2020-го, мог состоять в одной из экстремистских ячеек.
«Когда говорят про терроризм, обычно имеют в виду Северный Кавказ, где время от времени ФСБ ликвидирует членов бандподполья, – рассказывает бывший оперативник РУБОПа Александр Г., имеющий за плечами много командировок в горячие точки на юг страны. – Но вот именно там их почти не осталось: точечно выявляют, это правда, проводят контртеррористические операции, уничтожают. Однако сейчас эта зараза всё глубже окапывается в глубинке, внутри страны».
Другой вопрос, что они не такие очевидные, как на Кавказе, – это не бородатые горцы с автоматами наперевес, в «разгрузках» и увешанные гранатами.
Обычные люди – многие имеют либо гражданство России, либо вид на жительство. Трудовые мигранты из Средней Азии. Знакомятся с молодёжью, дают почитать «умные книги», постепенно что-то внушают, вдалбливают про истинную веру. И им не нужно самим идти с поясами смертников на теракт. Зачем? Есть другие – молодые, глупые, охочие до «подвигов».
«Существуют ячейки, их периодически выявляют – в том числе в Татарстане (с начала года, по данным Генпрокуратуры, в республике зарегистрировано шесть преступлений экстремистской направленности и восемь – террористического характера – ред.). Другой вопрос, что в регионах с преимущественно мусульманским населением не хотят обычно педалировать эту тему, чтобы «не нагнетать» лишний раз», – говорит экс-рубоповец.
А подполковник МВД в отставке Олег Иванников прямо говорит: это была спланированная акция, замаскированная под «Колумбайн».
«Да, операция – причём западными спецслужбами. Ведь когда правоохранители начнут разбираться с личностями преступников, окажется, что они посещали запрещённые в России организации либо в них входили. Либо родственники их подтолкнули к этому шагу. А все эти организации спонсируются западными спецслужбами. Сегодняшний день был выбран неслучайно: свой день рождения празднует глава МВД Колокольцев. И это не зря так совпало», – считает Иванников.
По его мнению, надо отдавать себе отчёт в том, что в Поволжье работают проповедники, которые проходят подготовку на Ближнем Востоке, а потом приезжают сюда с экстремистскими взглядами, неся идеи религиозного экстремизма. И зачастую они являются гражданами России и выезжают на «обучение» на короткий срок, на законных основаниях.
«Что касается взрывных устройств – то это не самая большая проблема: в интернете опубликовано много способов, – объясняет он. – И ведь сделано это не только с целью некоего «просвещения» любознательных, а распространяется для выполнения диверсионно-террористической деятельности. Многие националистические организации ищут «адептов» своих, пропагандируют насилие – чтобы обучить как можно больше людей, которые смогли бы делать такие вещи».
Примеры, кстати, есть. Как это было, допустим, с вербовкой юнцов для джихада, которую вёл для сирийской оппозиции бывший имам мечети Тауба в Набережных Челнах Айрат Вахитов, известный также как Салман Булгарский, воевавший в Афганистане на стороне талибов.
Кто даст гарантию, что и Ильназ Галявиев – вне сомнений имеющий психические отклонения (врач-психиатр Ольга Бухановская, посмотрев по нашей просьбе запись его допроса, сделала вывод: «Конечно, он болен») не был использован подобными «вещателями» в своих целях?
Кстати, и поразившая всех психоэмоциональным надрывом речь «казанского стрелка» во время допроса может быть тщательно подготовлена тем, кто обучал его. Специально, чтобы сойти «за психа». Технологии симуляции известны давно. И тут, безусловно, консилиуму психиатров ещё предстоит сказать своё слово.
«Несмотря на мат, который звучит в его речи, скорее всего, он находится в психозе, у него с большой вероятность есть бред. Либо это интоксикационный бред, когда употребляют некоторые синтетические наркотики, возникает некая психотическая симптоматика, неправильное восприятие мира. Либо – это развилось хроническое психическое расстройство», – говорит Бухановская.
Но, удивляется она, как могло произойти, что, если у него это состояние длится около двух месяцев, никто не обратил внимания на эти явные изменения? Но это – в случае болезни.
Однако почему не вычислили его намерения, высказанные в соцсетях, – в том же телеграм-канале?
К слову, врач не удивлена, что он смог получить справку у психиатра при прохождении медосвидетельствования на получение оружия: в пятиминутной беседе, если человек ведёт себя спокойно, выявить это практически невозможно.
А вот то, что Галявиева могли использовать некие «силы» втёмную – подсадили, скажем, на вещества, изменившие его поведение, вполне возможно.
«Конечно, в ходе следственных мероприятий предстоит сделать выводы, найти ответы на эти вопросы – в том числе с участием не только СКР и ФСБ, но и психиатров и клинических психологов», – уверена Ольга Бухановская.
То, что такая работа с агентурой проводится – по «затачиванию» людей на определённые действия, подтверждает и офицер РУБОПа в отставке Александр Г. Он отмечает, что такие методы активно используют вербовщики на Ближнем Востоке.