ГлавноеАналитикаКоронавирус сделал автомобили дефицитом

Коронавирус сделал автомобили дефицитом

Опубликовано

Мировую автомобильную промышленность лихорадит. Европейские и азиатские заводы останавливают производства, а проблема автогигантов США будет решаться на уровне советника президента по национальной безопасности. Причина кризиса – нехватка электронных чипов, производство которых было сильно сокращено в период пандемии. Дефицит автомобилей уже привел к росту цен на них, в том числе и в России.

В понедельник Белый дом вызовет на беседу топ-менеджеров ведущих компаний американского автопрома, Ford и General Motors, а также руководителей гигантов электронной промышленности Intel, Dell и Alphabet. Сотрудники администрации Джо Байдена и бизнесмены обсудят охвативший не только Соединенные Штаты, но и весь мир кризис, вызванный дефицитом электронных «мозгов» для автомобилей – микрочипов.

Новости партнеров

Судя по списку участников встречи, которых перечислил CNN, совещание пройдет на беспрецедентно высоком уровне. Помимо профильных чиновников – директора Национального экономического совета Брайана Диза и глава Минторга США Джины Раймондо, администрацию будет представлять президентский советник по национальной безопасности Джейк Салливан. Причина очевидна – перебои с поставками полупроводниковых деталей уже приводят к приостановке автомобильных производств в США. В прошедший четверг General Motors и Ford объявили, что из-за глобального дефицита микрочипов временно остановят свои заводы, в частности, на предприятиях General Motors перерыв может занять до двух недель и охватить до 10 тысяч работников.

Те же проблемы испытывают и другие мировые автопроизводители. В прошедшую пятницу руководство Hyundai Motor Co сообщило, что по причине нехватки чипов будет на два дня остановлен конвейер на заводе в южнокорейском Асане. Ранее производство прекращалось почти на неделю в марте, сообщало Reuters. Компания Volkswagen уже предупредила, что в первом квартале года выпустит на 100 тысяч машин меньше ожидаемого, а по оценке The Financial Times – и на все 400 тысяч.

По данным американо-британской компании IHS Markit, из-за недостатка полупроводниковых деталей в первом квартале будет отложено производство около 1 млн автомобилей по всему миру. Это около 5% от общего выпуска. Спрос на микросхемы вряд ли будет удовлетворен по крайней мере до второго полугодия 2021 года, констатировала в начале марта Financial Times. О том, что глобальный дефицит чипов сохранится по крайней мере до лета, тому же изданию сказал гендиректор фирмы Valeo – одного из крупнейших в мире производителей автокомплектующих Жак Ашенбуа.

Как в свою очередь сообщила в субботу газета «Коммерсант», в России нехватка электронных компонентов для автопрома, вкупе с ограничениями из-за пандемии коронавируса, привела к росту цен на автомобили и падению рынка машин в марте на 5,7%.

«Никаких проблем по этому поводу не было, пока не начался карантин, – пояснил партнер аналитического агентства «Автостат», автоэксперт Игорь Моржаретто. – Когда прошлой весной на карантин начали закрываться различные производства, в том числе автомобильные, спрос на чипы упал, как и на любые комплектующие. Но проблема в том, что для производства микросхем требуются кристаллы – а их нужно выращивать довольно долго, около полугода».

При этом надо учесть, что по кристаллам для микросхем, используемым в автомобильной промышленности,  специализируется не так уж много производителей, отметил эксперт. По его словам, на этом рынке «существуют всего две крупные компании, одна в Японии, другая – на Тайване». «Бизнес серьезный, вкладывать в него надо большие средства, так что больше на этот рынок никто особо не рвался», – пояснил Моржаретто.

Другие эксперты также упоминают тайваньскую компанию TSMC и японскую Renesas Electronics в качестве ключевых поставщиков полупроводниковых изделий для автопрома.

Новости партнеров

Когда осенью 2020 года спрос на автомобили вновь начал расти, выяснилось, что кристаллов для чипов попросту нет – и для того, чтобы их вырастить, требуются упомянутые полгода, продолжает собеседник. «Поэтому и образовался разрыв в поставках», – отметил Моржаретто. Кроме того, добавил он, у японской компании были внутренние проблемы, и фирма никак не может выйти на полный объем производств. В марте на заводе Renesas Electronics в Токио произошел масштабный пожар, отмечала The Wall Street Journal.

«В целом можно сказать, что дефицит чипов – это последствия локдаунов, остановок производств во время пандемии, – в свою очередь, констатировал гендиректор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев. – Это последствие нарушения технологических цепочек поставок, начиная от редкоземельных металлов и заканчивая собственно чипами».

«Проблемы с чипами испытывают сейчас все высокотехнологичные отрасли промышленности, не только автопроизводители, но и, например, производители ноутбуков, других электронных приборов. Есть мнение, что устранить эту проблему пока не удается, даже с учетом участия в ее решении президентов», – в свою очередь, указал Моржаретто. По его оценке, кризис продлится еще по крайней мере два месяца, пока не наладятся нормальные поставки.

По мнению Мосеева, какие-либо сроки разрешения проблемы обозначать рано. «Ведь локдауны, остановки производств и закрытие границ, возобновляются то в одной стране, то в другой, что постоянно мешает полному восстановлению производств», – напомнил собеседник. Кроме того, кризис, вызванный пандемией, нарушил и мировые логистические цепочки, отметил Мосеев.

На проблемы с доставкой необходимых комплектующих указал и Моржаретто. «Здесь множество проблем, тот же контейнеровоз, блокировавший Суэцкий канал, и тот едва не «сломал» глобальную логистику так, что она еще будет приходить в себя еще не один месяц, – напомнил собеседник. – Проблемы решаются, но нельзя сказать, что их удастся снять завтра-послезавтра».

По мнению экспертов, нехватка микросхем ударила по всем сегментам автомобильного рынка – и по бюджетным машинам, и по авто премиум-класса. «Есть проблемы и у Renault, и, насколько известно, проявились такие же трудности у ВАЗа с производством «Лады», – указал Мосеев. – Та же самая история и с премиум-брендами. Проблема – глобальная, и пока никто толком не может понять размер бедствия».

По мнению собеседника, не следует ожидать, что мировые автопроизводители сейчас перенацелят потоки своих товаров, например, на европейский рынок в ущерб российскому. «Скорее всего, будет пропорциональное распределение», – считает гендиректор РОАД.

Сейчас же объем ввозимых в Россию иномарок явно уменьшается. «Дефицит связан с целым рядом моделей, в том числе, и на российском рынке, и на мировых рынках, – отметил Моржаретто. – В целом, российский рынок переживает проблемы с целым рядом моделей». Дилеры поднимают цены, так как спрос россиян на самые ходовые автомобили в популярных комплектациях превышает предложение. Добавим, что как отмечало РИА Новости, осенью 2020 года на складах дилеров было в 2,5 раза меньше автомобилей, чем за год до того. Тогда же эксперты фиксировали рост цен на авто на 8%.

Новости партнеров

Что же касается собственно дефицита высокотехнологичных комплектующих, то он сказывается не только на поставках иномарок в Россию, но и на отечественном автопроме, констатировал Моржаретто. «Есть проблемы с микросхемами. Существуют трудности с поставками некоторых видов оборудования, в первую очередь систем «ЭРА-ГЛОНАСС», которые должны быть установлены на каждый новый автомобиль, – перечислил эксперт. – Перебои с поставками комплектующих не такие серьезные, как в США, но надо отметить при этом, что у нас и объемы производства в десять раз меньше, чем в Соединенных Штатах».

vz.ru





Зеленский отдал России победу в Грузии

«В Грузии сегодня победила Россия. Их выбор – дружба с Россией, а не с ЕС», – заявил Владимир Зеленский, предложив с этим смириться. И...

«Удары неизбежны». Пентагон нащупал «слабость» в российской обороне

До конца 2024-го ВВС США планируют подписать контракт с концерном Northrop Grumman на партию стратегических бомбардировщиков B-21 Raider. Ожидается, что они поступят на вооружение...

Как Запад будет реагировать на участие северокорейских войск в украинском конфликте

Так что там с северокорейским спецназом, который, предположительно, участвует в украинском конфликте на стороне России? Ну если верить иностранным источникам, то военные КНДР уже в...

Читайте также

Главной проблемой ВСУ становится нежелание воевать

Некоторое время тому назад на сайте британского Chatham house* (Королевский институт международных отношений) вышла...

Новый ультиматум Москвы и планы Генштаба ВС РФ. О чём сегодня говорят на Западе

Даже среди западных глобалистов, никогда не отличавшихся особой адекватностью, можно выделить две основные категории:...

Сергей Караганов: «Нельзя было начинать СВО, не задействовав ядерное сдерживание»

Почему не использовать ядерное оружие — «грех», а прежняя доктрина России — «тяжелый идиотизм» «Когда...