Сергей Лавров зондирует в Китае союз против Запада, Энтони Блинкен в Брюсселе – против Востока
США и Евросоюз готовят агрессивный альянс против не желающих им подчиняться России и Китая, а Москва и Пекин, объявленные Вашингтоном и его европейскими «союзниками» врагами Запада и его «ценностей», создают великий евразийский блок, так как поодиночке выстоять будет трудно, а о победе в грядущей геополитической схватке без тесного союза не может даже быть и речи. Россия президента Владимира Путина и Китай председателя Си Цзиньпина не являются инициаторами грядущего столкновения с коллективным Западом. Однако раз США, президент которых Джо Байден называет Путина и Си «убийцами», и Брюссель, где Россию ненавидят ещё больше Китая и намерены – вместе с Лондоном! – восстановить давшую трещину «трансатлантическую солидарность», никакого выбора у Москвы с Пекином просто нет. Коль скоро капитуляция не стоит на повестке дня и не обсуждается, остаётся одно: драться спина к спине. Если мы посмотрим под этим углом на события последних дней, о которых речь пойдёт ниже, их смысл сразу становится понятным.
«Звонок вежливости»?
Новости партнеров
Начнём с того, что 22 марта на сайте Кремля появилось сообщение о телефонном разговоре президента Путина с председателем Европейского совета Шарлем Мишелем – единственным видным политиком ЕС, который является дипломатом, а не ангажированным идеологом, вроде главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен или «министра иностранных дел» ЕС Жозепа Борреля.
Далее в тексте говорится:
«С учётом предстоящего 25–26 марта обсуждения на заседании Евросовета проблематики отношений России и ЕС Шарль Мишель затронул ряд вопросов, касающихся нынешнего положения дел и перспектив диалога между Москвой и Брюсселем. Владимир Путин дал оценку неудовлетворительному состоянию российско-еэсовских связей, сложившемуся из-за неконструктивной, порой конфронтационной линии партнёров. С российской стороны подчёркнута готовность к восстановлению нормального деполитизированного формата взаимодействия с Европейским союзом, если к этому будет проявлена реальная встречная заинтересованность».
О чём идёт речь?
Поскольку мы имеем дело с дипломатическим текстом, требуется расшифровка его языка на человеческий и выделение ключевых слов. Из первого предложения явствует, что ни нынешнее положение, ни перспективы удовлетворительными в глазах России не являются. Из второго явствует, что Россия готова к восстановлению нормальных отношений с ЕС, которых сейчас нет, если (это и есть ключевое слово) того захочет Брюссель. По всей видимости, Мишель сообщил Путину, какие решения по России ожидаются на саммите глав государств и правительств ЕС, намеченном на 25–26 марта, одной из центральных тем которого станет стратегическая дискуссия по европейско-российским отношениям.
Очевидно, что ничего обнадёживающего Путин от председателя Евросовета не услышал. Потому что во вторник, 23 марта, находящийся с важнейшим рабочим визитом в Китае министр иностранных России Сергей Лавров на совместной пресс-конференции с главой МИД КНР Ван И абсолютно откровенно заявил: «С Евросоюзом как с организацией отношений нет. Вся инфраструктура этих отношений уничтожена односторонними решениями Брюсселя». По словам Лаврова, «Европа эти отношения разорвала, просто разрушив все механизмы, которые создавались многие годы, и у нас остались партнёрами только отдельные европейские страны, которые хотят своими национальными интересами руководствоваться».
Глава МИД России в этой связи подчеркнул:
Новости партнеров
«Если и когда будет сочтено целесообразным со стороны европейцев всё-таки устранить эту аномалию в контактах со своим крупнейшим соседом, конечно, мы будем готовы на основе равноправия, на основе поиска балансов интересов эти отношения наращивать. Ну а пока на западном фронте у нас без перемен, на Востоке у нас, по-моему, очень интенсивная повестка дня, которая с каждым годом становится всё богаче».
Европа, согласно Лаврову, для России просто сосед, а Китай – «добрый сосед».
Союз с Китаем
Открывая переговоры с Лавровым, Ван И 23 марта официально подтвердил, что стороны договорились автоматически продлить на пять лет подписанный 16 июля 2001 года в Москве лидерами обеих стран – Владимиром Путиным и Цзян Цзэминем. – Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который будет наполняться с учётом новых реалий, поможет достижению новых договорённостей и придаст новый импульс развитию двусторонних отношений.
На эту очень ёмкую тему глава российского внешнеполитического ведомства подробно высказался в интервью китайским СМИ перед посещением КНР. 22 марта оно появилось на сайте МИД России. Отвечая на вопросы журналистов, Лавров подчеркнул, что отношения между правительствами и гражданами обеих стран – «лучшие за всю историю». В значительной степени это заслуга «исторического» договора 2001 года, заложившего «политический и юридический фундамент для формирования между нашими странами отношений нового типа – всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия». Данный договор, сказал Лавров, «успешно прошёл проверку временем, и зафиксированные в нём обязательства свято выполняются».
Глава российского МИД обратил внимание, что в Москве рассматривают «новую эпоху российско-китайских отношений» не только в двустороннем, но и в глобальном контексте в свете ускоренного развития многополярного мира. Поскольку объективному укреплению новых центров экономического роста, финансового могущества и политического влияния «пытаются помешать некоторые западные государства во главе с США, которые хотят любой ценой сохранить своё доминирование в глобальной экономике и международной политике, навязать всем и вся повсюду свою волю и требования». Россия с КНР, напротив, заинтересованы в том, чтобы «международная архитектура была справедливой, демократичной, обеспечивала устойчивость и опиралась на широкое взаимодействие государств и их интеграционных объединений», например, в рамках Евразии. Лавров подчеркнул, что Китай для России – «это по-настоящему стратегический партнёр, настоящий единомышленник», а «наше сотрудничество на международной арене оказывает стабилизирующее влияние на глобальную и региональную обстановку». Весьма показательно, что Лавров не разделял внешнюю политику обеих стран, руководствующихся одинаковыми принципами, среди которых назвал конструктивность, гибкость, готовность к компромиссам, «но исключительно на основе взаимоуважения и поиска баланса интересов».
Что не так с Западом?
Лавров обвинил Запад в том, что тот «разучился применять классическую дипломатию» и «главным инструментом действий» сделал санкции, язык ультиматумов, требования «признания своих ошибок» и согласия подчиниться, тогда как «пытаться подходить с таким аршином к России и КНР – это просто неумно».
Новости партнеров
Лавров также обвинил конкретно США в намерении «ограничить возможности технологического развития» России и Китая. После чего взорвал информационную бомбу:
«Поэтому нам нужно снижать санкционные риски путём укрепления своей технологической самостоятельности, путём перехода к расчётам в национальных валютах и в мировых валютах, альтернативных доллару. Нужно отходить от использования контролируемых Западом международных платёжных систем».
В заключении глава МИД России констатировал: жизнь заставляет наши страны идти своим путём, чтобы не зависеть от «причуд» Запада, который «продвигает свою идеологизированную повестку дня, нацеленную на сохранение своего доминирования за счёт сдерживания развития других стран», и эта политика находится «на неправильной стороне истории».
Ну а что же Китай?
Китаю нравится такая постановка вопроса? Очень нравится. Вот как отреагировал МИД КНР на данную ранее Лавровым позитивную оценку российско-китайского сотрудничества в 2020 году: «Мы не видим пределов в развитии стратегического сотрудничества Китая и России, для нас не существует запретных зон». Это сказала официальный представитель МИД Хуа Чуньин, а Ван И подтвердил данный настрой Пекина Лаврову в телефонном разговоре.
Хорошо известно, что Россия и Китай уже многие годы успешно взаимодействуют в различных многосторонних форматах, в первую очередь в ООН, ШОС, БРИКС, «Группе двадцати», АТЭС, что КНР уже с десяток лет является крупнейшим торговым партнёром России, что лидеры обеих стран взаимно награждены самыми почётными в них орденами. Но, как видим, сейчас речь заходит о взаимодействии ещё более высокого уровня, о фактическом создании российско-китайского союза.
Буквально за несколько дней до переговоров с Лавровым в Гуйлине Ван И вместе с заведующим международным отделом ЦК КПК Ян Цзечи участвовал в провальных консультациях в Анкоридже (штат Аляска) с главой Госдепа США Энтони Блинкеном и президентским советником по нацбезопасности Джейком Салливаном: они начались со скандала, когда участники этого мероприятия словесно сцепились друг с другом и предъявили взаимные претензии, и завершились ничем. Так, Блинкен, в частности, поставил китайцам на вид их политику в… собственной стране: Синьцзяне и Гонконге (Сянгане), а также на внешнем контуре – в отношении Тайваня, обвинил Пекин в «кибератаках» против США.
«Каждое из этих действий угрожает основанному на правилах порядку, позволяющему поддерживать мировую стабильность», – глубокомысленно заявил он.
«Вы злоупотребляете постулатами национальной безопасности, препятствуя нормальным торговым отношениям, и подстрекаете некоторые другие страны к нападкам на Китай», – парировал эти обвинения Ян Цзечи. Короче, прощупав друг друга, точек соприкосновения они не нашли. Что и требовалось доказать.
Для чего Блинкен приехал в Европу?
Однако принцип «враг моего врага – мой друг» имеет универсальное применение и работает во все стороны. Это намерен доказать Блинкен, который прибыл 22 марта в Брюссель для проведения ряда важнейших встреч с западными союзниками по ЕС и НАТО. Глава Госдепа США примет участие во встрече министров иностранных дел стран – членов НАТО, проведёт переговоры с генеральным секретарём Североатлантического альянса Йенсом Столтенбергом, выступит с речью, в которой, согласно пресс-релизу американского внешнеполитического ведомства, подчеркнёт приверженность новой администрации «восстановлению и оживлению альянсов», а также важную роль НАТО. Блинкен подчеркнёт необходимость «адаптироваться к новым вызовам в сфере безопасности, а также желание администрации (Джо Байдена) восстановить и оживить отношения между США и ЕС, сделав их более амбициозными». У него ещё запланированы встречи с президентом Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен и главой европейской дипломатии Жозепом Боррелем. С ними Блинкен наверняка найдёт понимание.
Для чего он на самом деле приехал в Европу? Разумеется, для сколачивания антироссийского и антикитайского альянса на основе пресловутой «трансатлантической солидарности». И у него это вполне может получиться. Слова Лаврова и мнение Кремля на этот счёт мы уже слышали, а вот что говорит на ту же тему Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Жозеп Боррель: Москва «всё больше и больше» отдаляется от Брюсселя, «ясно, что Россия взяла курс на конфронтацию с Европейским союзом».
Как в ЕС относятся к России
Это наглая ложь. Это Евросоюз вмешивается во внутренние дела своего соседа, пытаясь его дестабилизировать своим засланным казачком – Алексеем Навальным, которого требует сделать неприкасаемым для закона. Это НАТО нагнетает напряжённость в Чёрном море, Прибалтике, Молдавии и вместе с США и рядом стран ЕС подзуживает Киев начать войну в Донбассе. Это в Европарламенте царит запредельная русофобия – подавляющее большинство депутатов относятся к России с чисто животной ненавистью. Это жалкие еврокомиссары и еврочиновники нагло хамят России в связи с лучшей на данный момент в мире вакциной от COVID-19 «Спутник V», которую с нетерпением ждут миллионы европейцев. Это в Европе раздаются призывы превратить в одиночку достраиваемый «Газпромом» после бегства в страхе перед американскими санкциями западных компаний «Северный поток – 2» в «стратегический козырь» против России. Данное предложение поступило от главы Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганга Ишингера, считающего, что за право снабжать Германию и Европу дешёвым газом Москва должна подчиниться всем западным требованиям. В «средство принуждения российского правительства к корректировке курса» требует превратить газопровод глава фракции Европейской народной партии в Европарламенте Манфред Вебер…
Подводим итоги
Итак, чему мы являемся свидетелями? Тому, что Запад не оставляет попыток заставить Россию и Китай играть по своим «правилам» и в своих интересах и организуется для того, чтобы этого добиться. А Россия с Китаем, которых Запад боится и с военной, и с экономической точек зрения, считая такое подчинение унизительным для себя и противоречащим целям своего дальнейшего развития, организуются, чтобы дать отпор этим наглым поползновениям. На наших глазах создаётся почва для формирования двух огромных геополитических блоков – в лице США и ЕС с Британией, с одной стороны, и России с Китаем, с другой.
Союза Москвы и Пекина особенно боятся США, понимающие, что в этом случае они не смогут одолеть ни Китай, ни Россию. Поэтому не случайно рупор глобализма газета The Washington Post предложила недавно отдать Украину России, если Москва откажется в ответ от сближения с Пекином, к которым может на почве неприятия Запада присоединиться и Иран. «Можно попытаться расколоть эту ось, отколов от наметившегося союза Россию, – пишет газета. – Хотя, конечно, это потребует серьёзных уступок. Например, отказа от влияния на Украине. А то и вывода войск НАТО из прибалтийских республик».
Интересно, за кого они нас держат? Неужели думают, что Москва клюнет на эту ядовитую приманку, что американцам кто-то поверит и что Украина, которая и так вернётся рано или поздно в Россию, стоит отказа от намечающегося союза с Китаем, к которому захотят присоединиться все страны, уставшие от западного диктата? Похоже, что верят, или пытаются вбить клин в отношения России с КНР, посеять недоверие. Ничего у вас не выйдет, господа.