Политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко объяснил неприменимость советского опыта развития экономики в России и сравнил экономические подходы РФ и Китая
Эксперт считает российский опыт развития экономики мало отличающимся от китайского. Ключевым отличием он называет партийно-аристократическую природу китайского строя, где государственный контроль над частными промышленными империями осуществляется опосредованно, за счет контроля над личностью. В России же государство участвует в экономике непосредственно – вложениями в акционерный капитал наиболее значимых предприятий.
Новости партнеров
«Даже не знаю, где сейчас выше уровень госсобственности – в России, или в Китае. В РФ уже давно контроль государства над промышленными активами превысил 70%, а, может, уже добрался до 80%», — сказал Ищенко.
По мнению политолога, то, что Китай сумел пройти от социализма к капитализму без потрясений, является единственным отличием опыта КНР от советско-российского примера. Также он указывает на серьезные различия в культуре и менталитете. Показательным примером Ищенко считает методы борьбы с коронавирусом: если в Китае власти закрывали и изолировали целые города-миллионники, то в России непрерывно продолжалась (и продолжается) общественная дискуссия на тему карантинных мер, вакцинации и других составляющих борьбы.
«Думаю, что опыт Советского Союза в развитии экономики России использовать не стоит. Хотя бы потому, что она в последние десятилетия существования СССР находилась в глубоком кризисе, и советское руководство так и не нашло выхода из него. У России есть свой опыт, и он мало чем отличается от опыта Китая. Систему в КНР можно назвать авторитарной. Российская система более демократична, но ее направление действий и результаты те же», — сказал Ищенко на YouTube-канале «Украина.ру».
Экономическое усиление РФ стало основной причиной провала западных санкций, отмечал ранее политолог. По его словам, США и их европейские союзники рассчитывали на своеобразный план «Барбаросса» в экономике, но исчерпали санкционные возможности и просчитались с неспособностью России обеспечить суверенитет в затрагиваемых отраслях.