Перенос Послания президента на всё более поздний срок вызывает ожидание чего-то экстраординарного и кардинального. Перестановок в правительстве, переноса выборов президента или даже введения мобилизационного развития страны, зачистки элиты от западников.
Но ожидания, на мой взгляд, уже давно напрасные — если Путин не принял таких изменений в 2014-м и 2018-м, когда были все предпосылки для этого и особая необходимость, то крайне маловероятно, что он сделает это в 2021 году.
Новости партнеров
Уже очевидно, что для Путина путь выжидания и ситуативного реагирования является наиболее желательным и комфортным. Да, он великолепно включается в форс-мажорной ситуации и проводит блестящие операции как главнокомандующий — но это когда совсем уж крайняя необходимость: Чечня-1999, олигархат-2000-02, 080808, Крым-2014, Сирия-2015, Карабах-2020.
А между этими точками напряжения, во всё остальное время — ставка на выжидание и поэтапное движение. Причем в стиле шаг вперёд, немного назад. К тому же с каждым годом Путин, к сожалению, не молодеет и осторожность увеличивается — это естественно.
Не знаю, что должно случиться, чтобы Владимир Владимирович предпринял полную смену неолиберальной модели во внутренней политике и экономике — даже пандемия к этому не привела. Не знаю, какие ещё надо примеры разложения и деградации в медиа и культуре, чтобы навести хотя бы элементарный порядок, приструнив либеральную богему. Тем не менее этого не происходит и вряд ли произойдёт, если не грянет гром.
А Послание будет обычным, рабочим, трудовым, с массой правильных, но косметических мер. Ну разве что удивит «партнёров» ещё одной новинкой ВПК или введёт новый элемент прогрессивного налогообложения.
Стабильность в нынешних мировых условиях очень даже нужна России, и многие зря её не ценят. Но стабильность без стратегического прорыва из губительной неолиберальной модели на самостоятельную траекторию развития, как и самодовольство власти при накапливаемом недовольстве народа от жизни в мире чистогана — это крайне нежелательное явление и в перспективе чрезвычайно опасное.