Американцы больше не собираются воевать за демократию. Время показало: интервенции и свержение авторитарных лидеров неэффективны. Вашингтон извлек из этого уроки и планирует менять мир, начиная с себя. Как теперь США намерены действовать?..
Новые времена — новые способы
Новости партнеров
Первое официальное выступление госсекретаря Энтони Блинкена в Госдепе, хотя и проходило в пустом зале, наделало шуму. За полчаса глава американской дипломатии перечислил главные направления внешней политики, которые скоро закрепят в стратегии национальной безопасности.
Почти все, что сказал Блинкен, не ново: и он, и президент Джо Байден за последние месяцы озвучивали это не раз. И все же кое-что привлекло внимание.
«Наш подход изменится, — объявил госсекретарь. — Мы не будем продвигать демократию с помощью дорогостоящих военных интервенций или попыток свергнуть авторитарные режимы силой». Такие способы, хоть и применялись из лучших побуждений, ни к чему хорошему не привели, признал он. Более того, слова «продвижение демократии» приобрели негативный оттенок, и даже сами американцы в них уже не верят.
Мир стал другим, и в новых условиях Вашингтон переключит внимание с угрозы терроризма на борьбу с державами-соперниками. Продвигать демократию — а это по-прежнему императив внешней политики США — нужно собственным примером. «В противном случае мы подыгрываем конкурентам, таким как Китай и Россия, которые используют любую возможность, чтобы посеять сомнения по поводу нашей приверженности идеалам. Не нужно облегчать им задачу», — заключил дипломат.
Такой себе пример
Прошлый год принес стране испытания. Пандемия коронавируса, похоронившая больше американцев, чем Первая, Вторая и Вьетнамская войны, вместе взятые, показала неравенство в сфере здравоохранения. Расовые бунты из-за полицейской жестокости и убийств чернокожих в очередной раз высветили проблему системного расизма в обществе.
Выборы президента и вовсе стали самыми скандальными за многие десятилетия. Дональд Трамп до сих пор утверждает, что результаты подтасовали. Это привело к настоящему набегу на фундаментальные ценности: шестого января толпа ворвалась в здание Капитолия во время утверждения результатов голосования выборщиков.
Новости партнеров
Перед новым президентом, Джо Байденом, остро встала необходимость восстановить единство внутри страны, доказать в первую очередь самим американцам, что США — все еще светоч демократии.
«С личным примером в Штатах сейчас большие проблемы, — говорит старший научный сотрудник Института США и Канады Павел Кошкин. — Им необходим риторический инструмент для мобилизации электората. Важно показать: мы способны урегулировать ситуацию в стране».
В какой-то мере заявления Блинкена можно считать направленными вовнутрь, полагает Кошкин. «Навести порядок в других государствах — своего рода стимул: нужно начать с себя», — поясняет он.
Развитие против демократии
Администрация Байдена постоянно подчеркивает: главный стратегический соперник — Китай и его модель развития. Именно ее изменения Вашингтон намерен добиваться.
Сам же Пекин не планирует экспортировать политическую систему куда бы то ни было, о чем говорил председатель КНР Си Цзиньпин. «Мы будем продвигать возможности для мира с помощью развития», — объяснял он.
В некоторых странах действительно есть запрос на импорт отдельно взятых элементов китайского госуправления, говорит консультант Московского центра Карнеги китаист Темур Умаров. Пример — государства Центральной Азии, где влияние США с каждым годом уменьшается.
«Всем автократиям региона хочется повторить успех Китая: стать развитой экономикой без демократических реформ», — отмечает Умаров. В то же время любая автократия в современном мире вынуждена казаться демократией. Без этого невозможно нормально существовать в глобальном мире.
Новости партнеров
Поэтому на уровне риторики все в Центральной Азии говорят о реформах и правах человека, но по факту не видят Запад в качестве модели для подражания. Если раньше как минимум одна страна — Киргизия, так называемый оазис демократии в Центральной Азии, — была больше настроена проамерикански, то сейчас даже она передумала и следует другим путем.
Темур Умаров
китаист, консультант Московского центра Карнеги
Соединенные Штаты могли бы усилить позиции в регионе, если бы более активно вовлекались в Центральную Азию экономически, как это делает Пекин. Без этого, полагает Умаров, не добиться большого влияния в идеологическом плане.
Незабытое старое
Подход новой администрации — продолжение начатого еще Бараком Обамой. Так называемая доктрина Обамы подразумевала и сокращение американского военного присутствия за рубежом. Уже тогда демократы пришли к выводу, что военные методы не столь эффективны и распространять демократию нужно не за счет интервенций, оккупации и государственного строительства, а с помощью мягкой силы.
Однако у 44-го президента получилось не очень: в 2011-м США нанесли авиаудары по ливийским правительственным войскам. Обама позже признавал, что решение, конечно, было правильным, но к последствиям Вашингтон не подготовился. Ливия погрузилась в хаос — Обама назвал это самой страшной ошибкой своего президентства.
Нынешняя администрация продолжит его попытки и будет использовать все способы, кроме непосредственно военной интервенции, полагает Дмитрий Суслов, замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ. «Упор сделают на политику зарубежной помощи и НКО, будут гораздо активнее поддерживать «оранжевые революции», — говорит он, напоминая, что в Сирии с режимом Башара Асада США напрямую не воевали, а помогали оппозиционным силам. — Это остается допустимым инструментом».
Сейчас Вашингтон выступает за представителей оппозиции в России, Белоруссии, Венесуэле. Ранее Штаты ввели санкции против некоторых российских чиновников из-за дела Алексея Навального. Ограничительные меры в адрес белорусского президента Александра Лукашенко с американским послом обсуждала Светлана Тихановская. Накануне Блинкен созвонился с Хуаном Гайдо, оппозиционным лидером Венесуэлы. В Китае и Иране США помогают прозападным НКО и диссидентам.
Конкретные действия зависят от страны, замечает Суслов. Где-то это поддержка одной из сторон в гражданской войне, где-то — провокация политического кризиса.
Информационная политика, пропаганда, публичная дипломатия. Санкции — также важный инструмент распространения демократии: они бьют по тем элитам, от которых хотят избавиться. А вот новых Ираков и Ливий — таких операций не будет.
Дмитрий Суслов
замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ
История показывает: только личным примером насадить демократию проблематично — это куда сложнее, чем выделить деньги на зарубежные проекты. Так что финансовая поддержка дружественных сил, видимо, станет главным инструментом Госдепа.