Перспективные системы вооружения, бесшумность и высокая скрытность — первые серийные дизель-электрические подводные лодки проекта 677 «Лада» флот получит в 2022-м. На разработку ушло более 20 лет. Эта сумбарина может нести высокоточное оружие, а отследить ее маршрут крайне сложно.
«Трудный ребенок»
Новости партнеров
Подлодки «Кронштадт» и «Великие Луки» планировали передать морякам в 2021-м, однако, как объяснил гендиректор судостроительного предприятия «Адмиралтейские верфи» Александра Бузакова, из-за проблем с контрагентами сроки сдвинулась вправо.
В сентябре глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов сообщал, что два серийных корабля достроят с опозданием, так как один из поставщиков оборудования выбился из графика.
Задержки преследуют проект с самого начала. Работы стартовали еще в конце 1990-х — заложили головной корабль «Санкт-Петербург». Его спустили на воду в 2004-м и должны были отправить в ВМФ в 2006-м. Однако Северный флот принял подлодку в опытную эксплуатацию лишь в 2010-м.
«Ладами» собирались заменить устаревшие «дизелюхи» проекта 877 «Палтус». Новые подлодки меньше, значит, не так заметны для гидролокаторов. Акустическую скрытность также повышает нестандартная для отечественного кораблестроения однокорпусная схема. Кроме того, «Лады» — первые российские подлодки с воздухонезависимой (анаэробной) силовой установкой.
Возможно, сроки постоянно срывались как раз из-за множества новых конструктивных решений и сложности их реализации «в железе». Так, в ходе испытаний головного корабля выявили серьезные проблемы с гидроакустическим комплексом, а недостаточная мощность гребного электродвигателя не позволяла развивать под водой требуемую скорость.
Но в ВМФ все же ждали новые ДЭПЛ, поэтому вместо «Лад» заказали для Тихоокеанского флота шесть проверенных временем и хорошо освоенных подлодок проекта 636 «Варшавянка».
Опасные «малютки»
Новости партнеров
По мнению специалистов, «Лады» — самые современные и перспективные отечественные неатомные субмарины.
Несмотря на скромные размеры, отличаются высокой многофункциональностью. Способны противостоять подводным и надводным кораблями, наносить удары по береговым объектам, ставить минные заграждения, защищать побережье от высадки десанта, транспортировать подразделения или грузы специального назначения.
Главные достоинства — высокая автоматизация и низкая шумность, мобильность и маневренность, что позволяет эффективно использовать их в диверсионных и разведывательных операциях. Оснащены мощным гидроакустическим комплексом и сразу тремя чувствительными антеннами: одна — в носовой части, две — по бокам.
Скорость подводного корабля водоизмещением около 1,8 тысячи тонн достигает 20 узлов. Глубина — до 350 метров. При этом численность экипажа — всего 30 человек.
Что касается вооружения, то «Лады» в стандартном оснащении несут на борту 18 торпед калибром 533 миллиметра и около 20 мин. Торпедные аппараты также приспособлены для стрельбы противолодочными скоростными ракетами-торпедами «Шквал», разгоняющимися до 300 километров в час. И конечно, «Лады», как многие современные российские корабли, располагают крылатыми ракетами «Калибр».
Первые две серийные субмарины строят без воздухонезависимой энергетической установки, так как, по словам Бузакова, в России такую еще не создали. Но остальные корабли семейства ее получат.
Невидимые стражи
«Лада» — совершенно новый класс подводных лодок, базирующийся на предыдущих проектах, объясняет председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан первого ранга Михаил Ненашев. — За последние 15-20 лет на «Ладе» освоили порядка 150 опытно-конструкторских работ. Ни на одном проекте не было столько. Это, по сути, большая подводная лаборатория».
Новости партнеров
Как подчеркнул эксперт, по сравнению с предыдущими проектами, «Лады» берут на борт больше торпед. Благодаря уникальным тактико-техническим характеристикам способны решать задачи на всех тактических и стратегических направлениях. Кроме того, конструкция допускает размещение ракетных комплексов.
«Шумность этих ДЭПЛ сравнима с шумом моря, а новая гидроакустика прослушивает гораздо большее пространство, чем другие корабли, — рассказывает Ненашев. — Это очень важно, так как «Лады» будут базироваться в Арктике. Еще один плюс — скромные размеры, позволяющие использовать подлодки как на мелководье, так и на больших глубинах. Атомоходы вероятного противника развернутся не везде, а вот защищать территорию на таких подводных лодках, как «Лада», можно очень успешно».
Российские дизельные подводные лодки давно признаны лучшими в своем классе. Шесть ДЭПЛ проекта 636.3 служат на Черноморском флоте, еще шесть в ближайшие годы передадут тихоокеанцам — две субмарины готовятся к переходу к постоянному месту службы. За бесшумность и скрытность в НАТО их прозвали «черными дырами».
Но «Лады» еще тише. Испытания головного «Санкт-Петербурга» показали, что по уровню скрытности 677-й проект на порядок превосходит все предыдущие серии «дизелюх».