Депутат Коломейцев: деньгами «на старость» опять хотят поживиться
Минфин ведет разработку нового этапа пенсионной реформы. Это следует из плана законопроектной деятельности ведомства на 2021 год.
Согласно документу, к концу года Минфин внесет в правительство законопроект о новой добровольной накопительной пенсионной систем, которая будет предусматривать «возможность формирования гражданами за счет личных взносов дополнительных источников финансирования пенсионного дохода в системе негосударственного пенсионного обеспечения при стимулирующей поддержке государства».
Новости партнеров
Интересно, что новацию готовят под грифом «секретно» (других законопроектов, разрабатываемых в тайне от общества, в плане Минфина нет). В связи с этим составить более полное представление о задумке экономического блока правительства невозможно. Засекретил закон, вероятно, некогда замминистра финансов, бывший глава ПФР Антон Дроздов. Он курировал в ведомстве пенсионное направление.
Осенью 2020 года Дроздов рассказывал, что было несколько вариантов концепции этого законопроекта. «В результате, в последнем варианте, — это исключительно добровольный формат», — сказал он. Однако в начале февраля Дроздов был уволен из Минфина по сокращению штатов, бросил госслужбу и трудоустроился в банк. Это может отразиться на судьбе законопроекта и пенсиях россиян.
Своим пониманием содержания будущего законопроекта поделился проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.
— Ничего сверхъестественного там не предполагается. Будет обсуждаться тема добровольного участия граждан в пенсионных накоплениях. Скорее всего, начнут реализовывать концепцию, когда гражданам предоставят возможность самостоятельно накапливать пенсионные взносы, а государство при этом будет предоставлять определенные налоговые льготы. Ничего другого, думаю, не будет. Но возможно, эта система станет обязательной для самозанятых.
— Решения большой пенсионной проблемы, включая повышение пенсионного возраста, нехватку средств для нормальных выплат от этого закона ожидать не приходится?
— Нет, конечно.
— Почему разработка закона ведется под грифом «секретно»?
Новости партнеров
— Чтобы это преждевременно не подвергалось критике. Тема пенсионной реформы достаточно болезненна в общественном сознании и поэтому чиновники стараются раньше времени, до того как закон будет окончательно сформулирован, обсужден в ведомствах, не выносить его на обсуждение граждан. Особенно в предвыборный период.
Руководитель правового департамента Конфедерации труда России Олег Бабич отмечает отсутствие системного подхода в решении пенсионной проблемы.
— У нас «бьют по хвостам». Сначала поднимают пенсионный возраст, теперь думают о том, что делать с накопительной частью. Но глобально, в целом решать главную проблему — найти источники для нормального формирования ПФР, никто не хочет.
В стране значительная часть населения, работающего и получающая доход, не является плательщиками пенсионных взносов по причине огромного «черного» и «серого» рынка труда.
Кроме того, самозанятые, которых уже миллионы, платят в ПФР минимум, буквально копейки. Гораздо меньше, чем работник у нормального работодателя. Ведь взнос самозанятых фиксированный и небольшой. А пенсии они будут получать нормального размера, как все.
Это не в пику самозанятым. Понятно, что люди выживают, как могут. Раз закон позволяет… Но государство ведь само себе роет яму. Да еще и зачастую способствует тому, что нечистоплотные работодатели переводят классическую трудовую занятость в самозанятость, снижая взносы.
Есть еще проблема льгот по пенсионным взносам в целых секторах экономики, где сильное лобби. Ведь когда принимали нынешнюю систему пенсий, наполнение ПФР было другим. А потом, когда вводили льготы, поток средств уменьшился. Профсоюзы выступают за их отмену.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев не верит Минфину.
Новости партнеров
— Это все отвлекающие маневры. Где 300 млрд. рублей предыдущей накопительной пенсии? Заморожены. Это значит, кто-то ими пользуется. Думаю, для России накопительная пенсия не годится.
— А какая годится?
— У Китая из 1,5 млрд. населения 1 млрд работающих. Их критиковали, но у них прожиточный минимум больше нашего в три раза. Пенсии с 50 и 55 лет. И нет Пенсионного фонда. Понятно? Так что самое правильное для России — вернуться к нормальной солидарной пенсионной системе и платить пенсии из бюджета. Все же платят свои взносы… Это самое простое и эффективное. Нет накладных расходов и ничего не теряется.
— Наверное, адепты действующего пенсионного порядка не прочь поуправлять деньгами населения, получая за это хорошую зарплату?
— Не поуправлять, а поживиться.
А вот шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарёв советует брать пример не с Востока, а с Запада.
— В странах Европы с высоким «коэффициентом замещения» (35%-40%) зажиточный материальный уровень пенсионеров достигается именно за счет развитой системы накопительных пенсий. Поэтому движение в сторону увеличения роли накопительных пенсий давно назрело и в России.
У нас имеются высокие ежегодные купонные выплаты не только по ОФЗ, но и по облигациям надежных компаний с госучастием, в которые пенсионные фонды могут по сути гарантированно вложить до 70%-80% сбережений, не рискуя реально основной массой денег. А в дополнение — есть приносящие неплохие процентные дивиденды от 6%-7% акции «Роснефти», «Лукойла», «Норникеля» и других «голубых фишек».
И это при уже подросшей стоимости акций. А пониженные котировки во время падения отчасти компенсировались и еще более высоким процентом дивидендных выплат. Если для одобренных, включенных государством официально в новую систему фондов, которые управляют добровольными накоплениями российских граждан на старость, законодательно ограничить вложения этих пенсионных денег в иностранные бумаги только очень малым процентом, и четко прописать максимальную относительную долю вообще вложений в какие-либо акции, то новой накопительной системе будет на что опираться.
И эта опора (но пока в потенциале, теоретически) внушает, куда большее доверие в плане перспектив суммарного роста пенсий в 1,5−2 раза в реальном выражении на обозримом горизонте хотя бы 10−15 лет, по сравнению с солидарной системой, где собрать настолько больше средств пока просто невозможно. Да и не слишком полезно для экономики: бизнесу и не так недостает свободных денег.
— Что нужно сделать, чтобы теория накопительных пенсий стала практикой?
— В первую очередь — программе накопительных пенсий в стране нужны госгарантии и четко прописанная система наследования неиспользованных денег супругами и ближайшими родственниками. Называться эта система может хоть ГПП, хоть любой другой аббревиатурой, но главный элемент и «секрет» — чтобы привлечь людей, закон должен дать однозначные гарантии, что лицензированный государством частный управляющий фонд не может прогореть.
А чтобы правительство могло эти обязательства обеспечить, а не покрывать, если что, недоимки за счет бюджета, уполномоченные управляющие фонды в рамках накопительной программы должны иметь достаточно большой собственный капитал. А еще — отчитываться регулярно перед будущими пенсионерами, государством за соблюдение правил распределения средств между инструментами с гарантированной и негарантированной доходностью (первых должно быть в портфеле по закону на порядок больше).
И, конечно, отчитываться прозрачно обществу о результатах. Увы, но пока в публичных заявлениях правительства по ГПП внятно речь о госгарантиях от нерыночного характера проблем внутри самого управляющего фонда — как то не шла. А без этого фонды для пенсионного накопления вряд ли скоро обретут популярность, учитывая весь предыдущий печальный опыт. Скорее уж люди станут покупать ценные бумаги и копить сами.
— Как можно улучшить положение стариков прямо сейчас?
— Государство могло бы регулярно доплачивать к пенсиям из бюджета оговоренную сумму в зависимости от бюджетных поступлений за последние год-два. Условно, это могли бы быть дополнительные 20 или 30 копеек к каждому рублю, который ПФР насчитал пенсионеру по солидарной «справедливости». Точнее по всем использующимся сейчас формулам. Но даже это не решит проблему кардинально, хотя и может облегчить заметно жизнь пенсионеров за счет казны.