ГлавноеАналитикаТранзит газа через Украину – быть или не быть?

Транзит газа через Украину – быть или не быть?

Опубликовано

Россия является крупнейшим поставщиком газа в Европу уже многие годы. Однако последние 30 лет периодически встает вопрос доставки голубого топлива к потребителю. Со времен СССР энергетические системы союзных республик были интегрированы в единый механизм, чем многие годы успешно пользуется бывшая УССР с целью как получения прибыли, так и манипуляции. Единственно возможный на то время путь доставки российского газа к европейскому потребителю, своего рода «золотая жила» Украины, на сегодняшний день иссякла и уже не представляет такой ценности, что, конечно же, очень беспокоит Киев.

Начиная с 1991 года газовые отношения между странами были, мягко говоря, напряженными. Страна оказалась неспособной оплатить официально потреблённые объемы газа, что привело к стремительному росту долга перед «Газпромом». Уже в 1994 году задолженность Украины за газ превысила 1 трлн рублей. Кроме того, стало нормой систематически проводить несанкционированный отбор газа. Как объяснил президент Леонид Кучма в интервью журналу Spiegel в 2000 году: «Москва ежегодно перекачивает через нашу страну на Запад 130 миллиардов кубометров газа. Если здесь откачают миллиард кубометров – это же ничтожная доля»

Новости партнеров

Дальше – больше, долг рос, как снежный ком, а отбор топлива сверх оговоренных объемов продолжался. «Газпром» пытался как-то повлиять на ситуацию путем приостановки поставок, но политика играет не последнюю роль в экономических отношениях государств, и лидеры каждый раз договаривались о продолжении поставок в обмен на щедрые обещания погасить задолженность и больше не перекачивать сверх оговоренных лимитов. В 1994 году даже было подписано соглашение, в котором «Газпром» оговорил, помимо прочих условий, что объемы транзитного топлива на входе и на выходе должны совпадать. Однако это не помешало Украине в 1997 г. превысить допустимые объемы отбора газа ни много ни мало на 660 млн м3 (в денежном эквиваленте – 48 млн долл.), а в 2000 году – на 8,2 млрд м3, и долг в 2 млрд долл. так и не вернули. Таким образом, страна показала себя как ненадежный партнер и в торговле, и в транзите топлива.

Кроме того, она постоянно использовала свое монопольное положение, требуя особых цен на топливо, особых условий рассрочки и прочих «особых» условий. Такой способ влияния, как периодические отключения поставок газа, подрывали авторитет России в качестве стабильного партнера Европы. Но возможностей как-то повлиять на ситуацию Москва не имела, поэтому «Газпром» закономерно стал искать альтернативные пути доставки газа к потребителю в Европе.

Решение нашлось, и в марте 1993 года «Газпром» подписал в Варшаве соглашение о строительстве транзитного газопровода Ямал – Западная Европа через территорию Польши в обход Украины. А с 1997 года началась проработка маршрута по дну Балтийского моря, и – как результат – с 2000 года стартовал проект трубопровода «Северный поток — 1» (в 2012 году запущены обе нити), которому в 2006 году был присвоен статус TEN (Трансъевропейские сети). Это означает, что «Северный поток» имеет ключевое значение для обеспечения устойчивого развития и энергобезопасности Европы. Энергобезопасности от кого? Естественно, от нестабильной и изменчивой Украины.

«СП-1» оказался успешным, на сегодняшний день он осуществляет транзит сверх заявленных объемов: в 2020 году это рекордные 59,2 млрд м3 вместо 55,8 млрд проектных.

В октябре 2012 года акционеры «Северного потока» рассмотрели проект строительства третьей и четвертой ниток трубопровода, который получил название «Северный поток – 2», и пришли к выводу, что строительство является экономически целесообразным и технически осуществимым. В 2018 году приступили к нему.

Таким образом, Россия обеспечивает себе независимость в поставках и ту самую энергобезопасность, однако есть ли экономическая выгода от строительства новых маршрутов? Во-первых, важна окупаемость проекта. Суммарный объем инвестиций в проект – 7,4 млрд евро (доля «Газпрома» – 51%, то есть 3,8 млрд евро), и, как заявил Маттиас Варниг, управляющий директор оператора проекта – компании Nord Stream AG, в интервью телеканалу Russia Today, окупится он через 14-15 лет, по самым пессимистичным меркам. Для трубопровода с минимальным сроком службы в 50 лет это хорошо, минимальную возможную прибыль «Газпрома» только от инвестиций в проект можно оценить в 9 млрд евро.

Пропускная мощность украинского трубопровода – 142 млрд куб. м/год, суммарная пропускная мощность существующих трубопроводов в обход Украины – 110 млрд куб. м/год, это означает, что зависимость России от газотранспортной системы Украины уже снизилась втрое. И как следствие, рекордно низкие объемы транзита голубого топлива через Украину за последние 30 лет, составившие 55,8 млрд м3. Более того, согласно контракту, эта цифра упадёт до 40 млрд м3 в ближайшие пять лет. Судя по всему, учитывая все санкции и препятствия, к этому времени должен быть достроен «Северный поток – 2», и потребность в капризном транзитере отпадет совсем.

Новости партнеров

Подсчитаем стоимость транзита через Украину и по «СП» за год. За исходную цифру возьмем пропускную способность «Северного потока – 1» – 55 млрд м3. Сумма платежа за транспортировку в обход Украины – 1216 млн евро в год (протяженность маршрута*объем*тариф, при прочих равных условиях), тот же объем через Украину обойдется в 1320 млн евро в год. Разница в 104 млн евро в год существенна и без учета постоянных проблем с «Нафтогазом».

Так как основным потребителем является Германия, можно подсчитать полную стоимость доставки до конечного потребителя. Тариф на транспортировку 1 тыс. м3 газа по «Северному потоку» при нормальной загрузке системы составляет около 1,8 евро, или 22,1 евро за весь маршрут. Далее плюсуем цену транзита через OPAL, который построен на средства «Газпрома», Wintershall и E.ON – всего 2,2 евро за тысячу кубометров (вчетверо дешевле, чем через Словакию). А через Gazelle, построенный оператором чешской ГТС, тариф такой же, как по старому маршруту через эту страну, – 8,2 евро. Итого от России до Германии по «Северному потоку – 1» стоимость транспортировки 1 тыс. м3 – 32,5 евро.

Через Украину, по данным «Нафтогаза», «Газпром» платит 2,4 евро за тысячу м3 на 100 км, то бишь 24 евро от границы до границы. Добавляем стоимость транспортировки по Словакии и Чехии до Waidhaus – тариф 20,4 евро за тысячу м3, по данным операторов систем в этих странах – Eustream и Net4Gas, итого 44,4 евро за весь маршрут. На выходе получаем цену на 12 евро ниже, чем через бывшую союзную республику, в годовом эквиваленте экономия составит около 660 млн евро (из расчета поставки 55 млрд м3).

Украинские власти это прекрасно понимают и постоянно шантажируют «Газпром». Так, в январе 2019 года украинская сторона подала в Стокгольмский арбитраж новый иск, потребовав выплатить неустойку в размере почти 12 млрд долл. за «обесценивание украинской ГТС из-за строительства газопроводов в обход Украины – «Северного потока – 2» и «Турецкого потока». Бывший президент Пётр Порошенко заявил, что газопровод «СП-2», на его взгляд, представляет собой геополитический проект, имеющий целью «подрыв единства Европы» и её «уничтожение», «попытку ввести против Украины экономическую и энергетическую блокаду и нанести ей значительный ущерб». По мнению Порошенко, как только «Северный поток – 2» заполнится российским газом, идущим в обход Восточной Европы и Украины, Кремль начнёт «ещё более жёсткое наступление» на европейские ценности. Что в данном случае экс-президент подразумевает под европейскими ценностями, он не объяснил.

Вместе с тем истерику Украины всячески поддерживают санкциями США, которые совсем не против отхватить долю побольше на европейском рынке энергоресурсов. Также противниками проектов «Северного потока» выступают Чехия, Польша, Венгрия, Словакия, Румыния и Хорватия – страны, через которые идет транзит российского газа (после минования территории Украины) по другим маршрутам, на чем они неплохо зарабатывают. Запуск «СП-2» снизит объемы прокачки через их территории и, соответственно, уменьшит поступления в их бюджет. Заполучив такого союзника, как США, они с тем большим упорством твердят об угрозе «СП-2» для энергобезопасности Европы, но при этом активно приветствуют продолжение транзита через Украину и поставки по газопроводу Ямал – Западная Европа.

В целом можно сделать вывод, что транзит российского газа через Украину однозначно не имеет смысла с точки зрения ни экономической выгоды России, ни политического сотрудничества с Киевом, по крайней мере на сегодняшний день. Снижение добычи газа в Западной Европе открывает перед «Газпромом» перспективу наращивания объемов поставок, и успешное завершение строительства «СП-2» означает получение однозначного преимущества перед конкурентами и гарантию энергообеспеченности конечного потребителя.

ritmeurasia.org





Аллергия на «Орешник»

Запад в растерянности, и это ещё слабо сказано «Война на востоке вступает в решающую фазу, мы чувствуем, что приближается неизвестность. Конфликт приобретает драматические масштабы. Последние...

Перманентная война или корейский сценарий: как может развиваться конфликт на Украине

Победа Дональда Трампа на выборах в США позволила некоторым аналитикам предположить, что военный конфликт на Украине завершится в первой половине 2025 года, вскоре после...

Армия нового типа. Ключевые шаги

Есть такая избитая уже фраза: кто владеет информацией, владеет миром. В зоне боевых действий самая важная информация - это реальный боевой опыт. Успешный опыт...

Читайте также

«Орешник», разбор прилёта: какую баллистическую ракету испытала Россия

Концепция уникальной ударной системы была разработана еще в 1980-е В ночь на 21 ноября российские...

Пентагон допустил обмен ядерными ударами при условии сохранения части арсенала

США допускают такой обмен ядерными ударами, при котором Вашингтон сохранит часть своего арсенала для...

На Украине ввели экстренные отключения света после серии взрывов

Минэнерго Украины заявило в Telegram-канале об экстренных отключениях электроэнергии. "Оператор системы передачи срочно ввел экстренные...