Новый истребитель-перехватчик из «бумаги» уже превращают в металл
Судя по последнему сообщению госкорпорации «Ростех» о начале опытно-конструкторских работ по созданию ПАК ДП — перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата МиГ-41, «Российская самолётостроительная корпорация «МиГ» закончила так называемый бумажный этап работ и приступает к воплощению нового истребителя в металле. Известно, что проект этого дальнего истребителя-перехватчика разрабатываемого на базе МиГ-31 ведется в ОКБ им. Микояна совместно с Нижегородским КБ авиазавода «Сокол». Разработка была начата еще в 2013 году — вначале с подачи Главкома ВКС (тогда еще ВВС), а позднее и по распоряжению начальника Генштаба ВС России.
Несмотря на то, что новый истребитель МиГ-41 в глаза ещё ни кто не видел, за исключением самих разработчиков, внимание к нему привлечено во всём мире. Этот самолёт обещает стать самым лучшим в своём классе — выше и быстрее никто не летает. Его качества уже активно обсуждают как отечественные, так и иностранные эксперты, которые сходятся в едином мнении — это истребитель будущего.
Новости партнеров
Вот как, например, оценивает этот самолёт военный новостной портал Китая Чжунго цзюньван (официальный интернет ресурс Народной освободительной армии КНР): «МиГ-41 — это высокоскоростной истребитель-перехватчик большой дальности, с радиусом боевого действия в 1400—1500 километров, обладающий способностью к скрытности. Максимальная скорость полёта будет превышать 4 Маха, поэтому он будет способен выполнять космические миссии. В будущем самолёт будет включён в систему глобальной обороны России, а позднее будет презентована беспилотная модель истребителя».
Вот и болгарское издание Bulgarian Military в статье «Больше никаких спекуляций», говорит о том, что нынешнее заявление «Ростеха» означает утвержденный проект МиГ-41 и начало его реального воплощения. Издание выделяет три главных особенности российского истребителя нового поколения. Среди них и почти гиперзвуковая скорость, и способность подниматься в ближний космос, и вооруженность гиперзвуковыми ракетами «Кинжал», которые уже имеются в ВКС России. При этом болгарские эксперты отмечают, что Москва намерена продлить жизнь действующим перехватчикам — знаменитым МиГ-31, которые будут модернизированы до усовершенствованной версии МиГ-31БМ в ближайшие два года. Не исключает издание и то, что российские конструкторы также создадут беспилотный вариант МиГ-41.
Не менее лестные оценки дают новому истребителю и российские эксперты, утверждающие, что МиГ-41 объединит в себе все самые лучшие идеи и наработки российских инженеров-конструкторов. При этом самолёт по своим характеристикам будет значительно превосходить западные аналоги, будет обладать современным вооружением и оборудованием, а пилот получит возможность полного контроля в боевой обстановке. Член экспертного совета при коллегии ВПК Виктор Мураховский полагает, что при строительстве нового истребителя будут использованы самые современные материалы, в том числе титан, производство которого возрождено в России. По срокам реализации проекта МиГ-41 издание Avia. Pro полагает, что новый истребитель совершит свой первый полёт уже в 2023 году, а к концу десятилетия будет запущен в серийное производство и начнёт поступать на вооружение ВКС.
Каким при этом будет внешний облик нового истребителя, никто в точности сказать не может. Здесь можно предположить, что некое сходство с предшественником — МиГ-31 всё-таки сохранится, ведь это разработка ОКБ им. Микояна, которое придерживается определённых традиций в создании самолётов.
Если сделать небольшой экскурс в историю современных отечественных перехватчиков, то нельзя не вспомнить истребитель МиГ-25, который был «папой» нынешнего МиГ-31 и, соответственно, станет «дедушкой» МиГ-41. Так вот, «дедушка» впервые громко о себе заявил в боевых условиях в Египте во время очередной израильско-арабской войны. Его появление в небе над Израилем парализовало авиацию Тель-Авива. Во-первых, из-за необычной по тем временам скорости, а во-вторых, из-за сверхсекретной станции РЭБ «Смальта», которая делала истребитель невидимым для американских РЛС, стоящих на вооружении Израиля.
У МиГ-25 и МиГ-31, при том, что это совершенно разные модели истребителей, есть внешнее сходство. МиГ-41, вероятно, тоже может получить некие схожие с ними контуры, но судя по заявленным характеристикам, в том числе размещённому внутри вооружению, его внешний облик должен заметно измениться.
— Новый дальний перехватчик на МиГе уже разрабатывали в начале 90-х под шифром «проект 701″, — рассказывает авиационный эксперт Валентин Дудин. — Новая разработка не была похожа на предыдущие миговские истребители и по своим характеристикам должна была стать самым мощным боевым самолетом ПВО с предполагаемой скоростью до 7000 километров. Но не хватило денег, да и отношение к „оборонке“» тогда было безответственным. А вот нынешний запланированный новый перехватчик, скорее всего, будет разрабатываться на базе МиГ-31, что вполне логично. Это и быстрее, и экономичнее. А возможности у будущего МиГ-41 будут на порядки превосходить предыдущие модели. Ему будет по силам даже перехватывать разрабатываемые сейчас американцами гиперзвуковые ударные беспилотники, которые теоретически пока по зубам только ЗРК С-500.
Новости партнеров
Если о МиГ-41 сейчас можно говорить лишь в предположительной степени, то о действующем МиГ-31 известно гораздо больше. По своим скоростным характеристикам он может не сильно превзошёл МиГ-25, но этот истребитель настолько обогнал по своим показателем время, что до сих пор не знает себе равных. И в ближайшие 10−15 лет вряд ли в какой-либо стране мира появится нечто подобное.
Предназначение МиГ-31 — обнаружение и уничтожение баллистических и крылатых ракет, различных летательных аппаратов, начиная от низко летящих беспилотников, и заканчивая низко летящими орбитальными спутниками. Он способен успешно поражать американские истребители 5-го поколения F-22 и F-35. Истребитель-перехватчик сбивает воздушные цели на скорости до 5 Махов, которые способен обнаружить на расстоянии до 280 километров — благодаря антенне с фазированной решеткой, которой в полном комплекте нет ни на одном другом самолете в мире.
Перехватчик несет от 5 до 9 тонн боевой нагрузки, в его арсенал входят различные типы боеприпасов, включая ракеты большой дальности, которыми может наносить удары самостоятельно, без внешнего целеуказания. При этом МиГ-31 может являться летающим командным пунктом. Но, несмотря на столь выдающиеся характеристики и существование различных модификаций самолета, его срок службы специалисты ограничивают 2025−2026 годами. К этому моменту и должен появиться в ВКС истребитель-перехватчик нового поколения МиГ-41. И главной особенностью нового перехватчика должна стать скорость — 4500 км/ч.