Украинской власти не нужно спасение родных граждан, если оно придет из России. По крайней мере, именно этот вывод можно сделать из показательной реакции Киева на перспективу защитить население от коронавируса с помощью российской вакцины, которую можно было производить на Украине.
На страже здоровья украинцев помимо главы минздрава теперь стоит глава МИД страны Дмитрий Кулеба. Правда, у него специфический профиль: Кулеба защищает украинцев… от российской вакцины.
Новости партнеров
«Как член правительства я бы выступал против такого решения (закупить вакцину в РФ или начать ее производство на самой Украине – прим. ред.). Потому что Россия не заботится о здоровье украинцев, она заботится о навязывании своих пропагандистских штампов и идеологии путем поставки вакцины (…) даже если бы она была действенна… Потому что нам навязывают эту историю, что «вас все кинули, вы ничего не можете, а мы, как всегда, братский народ, стоим рядом и готовы помочь».
Против российской вакцины Кулеба, кстати, выступает уже не впервые. Еще в конце декабря он назвал ее «гибридным оружием России против Украины». «Глава МИД [Украины] в последние дни делает заявления, которые вообще являются для нормального человека неадекватными… Этот человек вообще, наверное, выжил из ума, потому что назвать препарат, который спасает людей, гибридным оружием – это не поддается даже каким-то словам, каким-то оценкам, действиям», – комментировал тогда его слова зампредседателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ Виктор Водолацкий.
Китайская вакцина
Но причина такой зацикленности министра на вопросах происхождения вакцины объясняется просто: личные амбиции. Тогда же, в конце декабря, стало известно, что ведомство Кулебы выступает посредником между минздравом и производителями вакцины CoronaVac (Sinovac Biotech, КНР). 6 января глава минздава Украины Степанов заявил, что начало поставок вакцины ожидается уже в феврале. Причем к середине года Украина собирается закупить 5 млн доз этой вакцины, а в 2022-м – наладить ее производство на мощностях «Лекхим-Харьков». Позднее там же (снова-таки в сотрудничестве с Sinovac Biotech) хотят наладить выпуск основного перечня вакцин.
Преимуществом китайской вакцины является ее нетребовательность к холодовой цепи: она выпускается сразу в шприце и может храниться при температуре от +2 до +8 °С. Однако результаты ее испытаний в Индонезии и Бразилии продемонстрировали эффективность на уровне 65,3% и 78% соответственно. По другим данным, эффективность в Бразилии была даже ниже, чем в Индонезии, на уровне 50–60%. Видимо, как раз поэтому в Бразилии сделали выбор в пользу российской вакцины «Спутник V» и с 15 января начинают ее производство.
Но Украину даже эти данные уже не смутят, поскольку контракт с Sinovac Biotech позволяет ей выйти из достаточно непростой ситуации, «Конечно, объяснить украинскому обществу, почему, если Америка и Европа не дают тебе вакцину, ты не должен брать ее в России – любому человеку, который умирает, объяснить это невозможно», – описывал суть этой проблемы Владимир Зеленский в декабрьском интервью газете The New York Times.
Теперь же вакцина есть, пускай и китайская, не очень эффективная. А представители украинских элит все равно уже привились Pfizer’ом из Израиля.
Новости партнеров
Остатки цивилизации
Украина, хочет она того или нет, прочно связана с Россией. И речь сейчас не о многосотлетней общей истории, не о языке, который понимают даже в самых глухих углах Львовской области, и даже не о принадлежности борща. Почивший 30 лет назад СССР оставил России и Украине общие промышленность и науку. Причем не просто общие, а довольно развитые. Та же Украина уже давно масштабно не инвестирует в развитие собственного авиа- и ракетостроения, производства искусственных сапфиров и еще ряда направлений. Однако продолжает зарабатывать на экспорте этой продукции.
Коррупция и кумовство во власти, внешнее управление, огромные отчисления на обслуживание внешнего долга, недавняя эпидемия кори (по темпам роста заболевших Украина уступала только Мадагаскару) – все это ставит Украину в один ряд с самыми неблагополучными странами. Одновременно на Украине можно найти производства, технологии и компетенции, которых не встретишь даже в странах, на которые сама же Украина стремится равняться и видеть в числе своих покровителей. Взять хотя бы долгоиграющую историю с покупкой китайцами завода по производству авиадвигателей «Мотор-Сич» и попытками США эту сделку сорвать.
Такие технологии, предприятия и компетенции можно было бы сравнить с фамильными драгоценностями. Не слишком современные, особо не с чем носить, но свою цену они имеют. И выручают в тяжелые времена. Не говоря уж о том, что как раз они-то и поддерживают пока что на Украине цивилизованный вид.
Парадокс тут в том, что сама Украина делает все, чтобы избавиться от этого налета цивилизации.
Взять ту же вакцину. В октябре 2020 года лидер украинской партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктор Медведчук обращался к Владимиру Путину с просьбой посодействовать организации поставок «Спутник V» Украине. Российский лидер ответил в том смысле, что мы ведь не можем навязываться, пусть официально обращаются, мы готовы обсуждать. Обращаться Украина не стала, зато (через главу Минздрава и президента) поучаствовала в кампании по дискредитации российской вакцины. В итоге Украина получает вакцину с не слишком впечатляющей эффективностью, а ее производство на Украине будет налажено в лучшем случае через год. Хотя пойди она по пути той же Белоруссии, обратись к России – и до начала выпуска вакцины на Украине оставался бы месяц-полтора.
И дело ведь не только в скорости. Сегодня в мире таких вакцин всего десяток. Многие технологические гиганты были вынуждены заявить о провале разработки собственных препаратов. Стран, которые производят чужие вакцины по лицензии, тоже не слишком много. И даже лицензионное производство – это показатель определенного уровня развития фармакологической отрасли и наличия специалистов. Если уж совсем по-простому, то в мире, где все уже год сидят на карантине и ходят в масках, собственное производство вакцины – это круто. Не говоря уж о возможности заработать.
Но Украина предпочла обивать пороги западных посольств, хватать послов США и ФРГ за лацканы пиджаков и вымаливать вакцины Moderna и Pfizer.
Новости партнеров
Добро бы давали, так ведь не дают! Какой-то минимум Украина, конечно, получит по линии ВОЗ (через механизм распределения COWAX). Но обещанного ВОЗ Украине не хватит даже на первый этап программы вакцинации, не говоря уж о планах привить 15–20 млн человек. Вот и взяли у Китая. Хуже русской? Зато не русская! «Гибридная агрессия» в очередной раз отбита, можно хвалиться перемогой.
Прочь от Москвы
Все это мы наблюдали уже неоднократно. По такому же принципу Украина делала выбор в пользу «реверсного» газа и «пенсильванского» угля. Платят за этот выбор обычные украинцы. Точно так же Украина отказалась от сотрудничества с Россией в атомной энергетике (достройка существующих станций и строительство новых), сделав выбор в пользу малых реакторов Holtec. Правда, их не существует в природе, и будут ли они когда-нибудь созданы (не говоря уж о начале их промышленной, а не опытной эксплуатации) – большой вопрос. Тем временем Белоруссия завершает ввод в эксплуатацию первого энергоблока БелАЭС.
Одна только потеря российского рынка обернулась для Украины недополученной прибылью в размере 15–20 млрд долларов в год. А в перспективе и больше, если вспомнить перечень направлений, предложенных в 2010 году Путиным Януковичу: кораблестроение, машиностроение, совместное производство топлива для АЭС. Часть этих выгод позднее получили российские же производители по линии импортозамещения.
И ведь для всего этого никто не требовал от Украины чего-то запредельного: ни стать частью РФ, ни, к примеру, отказаться от украинского языка или памятники Бандере уничтожить – тогда они уже стояли. Сегодня для начала производства вакцины в Харькове никто не требовал от Украины подписать отказ от претензий на Крым или выполнить прежде Минские соглашения. Хотите работать – давайте работать.
По формуле «Прочь от Москвы» Украина живет уже давно. В недавнем прошлом это «прочь» оборачивалось материальными убытками. Но сейчас на кону здоровье и жизни граждан, которыми украиснкие власти распоряжаются как своими заложниками.