Когда на минувшей неделе стало известно о предложении ввести налог на вредные продуты с превышением содержания сахара и соли, например, пельмени, консервы и торты, я улыбнулся. Когда стало известно о предложении ввести побор за движение по рекам, где модернизируется инфраструктура, я покрутил пальцем у виска. Когда сегодня стало известно, что чиновники прорабатывают вопрос введения нового налога на фонд оплаты труда, чтобы этими денежными средствами профинансировать помощь безработным, честно скажу, выпал из зоны русского литературного языка.
Вы не поверите, но депутаты из фракции «Единая Россия» вновь отличились – для блага российского народа они этот самый народ решили обложить очередным побором. Единороссы предложили, а председатель их партии Дмитрий Медведев поддержал и поручил «обсчитать» возможность возвращения к т. н. системе «страхования занятости».
Новости партнеров
Господин Медведев заявил: «Полностью поддерживаю идею это всё обсчитать, провести так называемые актуарные расчёты, провести экспертизы, проговорить это с коллегами, которые представляют работодателей» (цитата по ТАСС).
По его словам, новый механизм нужно сделать «привлекательным» для бизнеса. Однако председатель партии «Единая Россия» понимает, что «тема сложная, действительно, не всегда привлекательная для работодателей».
Если эта инициатива станет реальностью, то пособия по безработице в России будут финансироваться за счёт нового побора с фонда оплаты труда. Я даже не сомневаюсь, что работодатели, которые будут вынуждены учитывать эту новеллу от «Единой России», пошлют всех к праматери истории и переведут своих работников в «серую зону». Однако в этой идее сами предприниматели видят и попытку противопоставить нанятого сотрудника и работодателя.
«У нас ведь есть одна маленькая беда. Налоги на зарплату в нашей стране, в отличие от других стран, работники воспринимают как что-то, их не касающееся. У нас достаточно типично, условно говоря, если ты платишь, допустим, зарплату 100 тысяч рублей, то человек считает, что его зарплата 87. Он считает, что 13 процентов – это же проблема работодателя. И лично я как предприниматель часто бешусь, когда сотрудник называет зарплату минус, то есть он считает, что это не он заплатил налог, а предприятие – просто налоговый агент. Поэтому предложение такое с хитрецой, что люди не поймут, что это налог на них, и сочтут, что это обязанность работодателя. Соответственно, у работодателя два варианта: уменьшить зарплату – тогда на него переходит, либо взять на себя большую нагрузку, сохраняя выплату чистыми, ту, которая есть. Поэтому предложение, на мой взгляд, очень неприятное для развития бизнеса, для настроя бизнеса, и в конечном счёте неприятное для людей, потому что те, кто смогут упаковать этот налог в свои рабочие производственные схемы, будут вынуждены поднять, видимо, цены на какие-то продукты и услуги, которые выпускают», – рассказал финансовый аналитик Ян Арт.
Кстати, в России т. н. страховая система помощи безработным уже действовала с 1991 по 2001 год. Тогда пособия выплачивались за счёт специальных взносов с зарплат. Размер побора в разные годы был от 1% до 2%. Первым, кто нынче предложил вернуться к прежней системе, был нынешний глава ПФР Максим Топилин. Будучи министром труда и соцзащиты, он озвучил идею специального взноса. Я воспринял это как новый побор, который бы составил 1% с каждой зарплаты. Иными словами, счастье своё народ должен сам профинансировать.
«Не надо тешить себя иллюзией, за чей счёт всегда банкет. Банкет всегда за счёт конечного потребителя, то бишь клиента того или иного бизнеса. И этот фонд будет формироваться исключительно как налог на действующую зарплату. То есть, по сути дела, каждый гражданин будет получать ещё меньше, потому что этот налог, этот страховой взнос будет как раз высчитываться с каждой конкретной зарплаты в некий общий котёл, из которого потом, может быть, будет черпаться в сторону гражданина. Самое главное, что этот законопроект в первую очередь ухудшит положение работника и клиента, потому что никакой условный предприниматель, хоть государственный, хоть частный, не платит деньги из какого-то своего мифического кармана. Надо запомнить раз и навсегда: зарплата, вернее, доход – это баланс спроса и предложения. Если завтра закрывается, условно говоря, огромное количество предприятий, на которых работают токари, то зарплата или доход токаря резко падает. То же относится к работникам СМИ и иным предприятиям. Поэтому ещё раз говорю, доход устанавливается только одним законом – балансом спроса и предложения», – говорит предприниматель Дмитрий Потапенко.
Нынешний глава Минтруда Антон Котяков, по всей видимости, понимает пагубность идеи с новым побором на и так не очень высокие заплаты в России. По его мнению, страховую систему «убрали для снижения административной нагрузки на бизнес», её возращение будет иметь крайне негативные последствия.
Новости партнеров
«Её возвращение потребует понимания объёма дополнительных расходов работодателей. Если у бизнеса не будет стимула к открытому порядочному диалогу, и мы не создадим рычага контроля и стимулирования работодателей, то могут появиться неправедные и нечестные схемы в трудовых отношениях», – заявил министр труда России Антон Котяков.
Министр труда прав, однако есть поручение господина Медведева, и «Единая Россия» приступила к его проработке. Появится ли новый побор на зарплаты вместе с налогом на пельмени и торты? Покажет ближайшее время. Ждать осталось недолго. Надеюсь, что победит всё-таки здравый смысл. В кризис никто и никогда не повышает фискальную нагрузку!