Народный артист СССР Армен Джигарханян скончался в ночь на субботу на 86-м году жизни. За свою долгую творческую жизнь харизматичный и обаятельный актер сыграл множество разноплановых ролей, в числе которых судья Кригс, бандит Горбатый, штабс-капитан Овечкин, за что был занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как самый снимаемый артист в России.
Армен Джигарханян родился 3 октября 1935 года в Ереване. Его мать Елена Васильевна — работник Совета министров Армянской ССР — была заядлой театралкой, и любовь к театру привила сыну еще в школьные годы. Отец ушел из семьи, когда Армен был еще маленький, его воспитывал отчим. После окончания школы Джигарханян поехал поступать в ГИТИС в Москву, но с первого раза не поступил.
Новости партнеров
«Вы же армянин? — спросил один из мхатовских стариков, увидев меня в коридоре ГИТИСа, куда я приехал поступать в 17 лет. — Мой вам совет, не теряйте зря время. Возвращайтесь домой, в Ереван, учитесь там, у вас ведь прекрасные театральные педагоги», — вспоминал Джигарханян в одном из интервью.
Будущий актер последовал совету. Вернулся в Ереван, год проработал помощником оператора на киностудии «Арменфильм», после чего в 1954 году поступил в Ереванский художественно-театральный институт. Со второго курса его приняли в труппу республиканского Русского драматического театра имени К.С. Станиславского. В театре Джигарханян очень скоро стал ведущим актером, с 1955 по 1967 год он сыграл в 27 спектаклях, в числе которых «На всякого мудреца довольно простоты» (Городулин), «Иркутская история» (Сергей), «Двое на качелях» (Джерри), «Ричард III» (Ричард), «Именем революции» (Ленин), «Требуется лжец» (Тодорос) и другие.
Армянин и театры Москвы
«Снова поехать в Москву по своей воле я бы так, наверное, никогда и не решился. Если бы не вмешательство одной знаменитой женщины», — вспоминал актер.
Звезда «Ленкома», актриса Ольга Яковлева увидела Джигарханяна в Ереване в спектакле «Ричард III» и рассказала о нем худруку «Ленкома» Анатолию Эфросу. В 1967 году Эфрос пригласил Джигарханяна в труппу своего театра, после чего вскоре сам его покинул. В «Ленкоме» Джигарханян сыграл Мольера в одноименной постановке, Карцева в «104 страницах про любовь», Нечаева в «Снимается кино».
В конце 1960-х годов молодой режиссер Марк Захаров ставил пьесу «Разгром» в Театре имени Маяковского, которым тогда руководил выдающийся режиссер Александр Гончаров. В силу обстоятельств Захарову срочно пришлось вводить нового актера на главную роль. И кто-то посоветовал ему Джигарханяна.
«Говорили, что первой про меня вспомнила жена Гончарова, она сама была актрисой и видела меня мельком в каком-то спектакле. Мне потом рассказывали, как она описывала мужу — мол, есть тут приезжий армянин, с короткой шеей, то ли Джигарханян, то ли Дживархарнян, посмотри его», — рассказывал в интервью актер.
Новости партнеров
Захаров Джигарханяна утвердил, и в результате актер перешел из «Ленкома» в театр Гончарова. В «Ленком» под руководством Захарова он еще вернется, в 1997-2000 годах Джигарханян сыграет в спектаклях «Варвар и еретик» и «Город миллионеров».
В Театре имени Маяковского Джигарханян прослужит 27 лет. Его визитными карточками станут роли Сократа в пьесе Эдварда Радзинского «Беседы с Сократом», Большого Па в «Кошке на раскаленной крыше», Нерона в «Театре Нерона и Сенеки», Стенли Ковальского в «Трамвае Желание». В своих воспоминаниях Джигарханян признавался, что сожалеет, что столько лет отдал одному театру. «Можно иметь 10 гастрольных ролей, которые собирают кассу, как это было у меня в Театре Маяковского, но при этом топтаться на месте. Мое убеждение, что за пять-семь лет актер раскрывает все свои секреты и перестает быть интересным зрителю», — говорил актер.
Параллельно со службой в Театре имени Маяковского актер преподавал во ВГИКе. В 1996 году его выпускники составили труппу нового театра под руководством Армена Джигарханяна. На сцене своего театра худрук сыграл в спектаклях «Последняя лента Крэппа» (Крэпп), «Двенадцатая ночь» (Мальволио), «Маленькие трагедии» (Сальери), «А театр живет!.. » (Лев Гурыч Синичкин) и другие.
Кригс, горбатые и другие
Работу в театре актер успешно сочетал со съемками в кино. Настолько успешно, что актер Валентин Гафт написал эпиграмму: «На свете меньше есть армян, чем фильмов, где играл Джигарханян…». Джигарханян занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый снимаемый российский актер.
Известность Джигарханяну принесла одна из лучших его киноролей — молодого ученого-физика Артема Манвеляна в картине Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я!» 1965 года. Актера заметили. В 1967 году на экраны вышел культовый фильм Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители», который посмотрели более 60 миллионов человек. Фильм вошел в золотой фонд советского кино. В следующих двух частях картины «Новые приключения неуловимых и «Корона российской империи» Джигарханян сыграл врага «неуловимых» штабс-капитана Дмитрия Овечкина, страдающего нервным тиком. «Тик как-то сам собой получился, никто его заранее не придумывал», — вспоминал актер. После выхода «Новых приключений неуловимых» Джигарханяна знал в лицо каждый советский человек.
На счету актера – сотни разноплановых ролей, среди которых выразительный главарь банды Горбатый в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», слуга Тристана в «Собаке на сене», судья Кригс в нетленной комедии Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!». Изначально Титов предложил Джигарханяну роль полковника Чеснея, влюбленного в тетушку Чарли, но ради эксперимента режиссер сделал пробы Джигарханяна и в роли судьи Кригса. Как только актер появился в знаменитом полосатом костюме, все было решено. Комедия очень полюбилась зрителям, а киночиновники приняли ее прохладно. Некоторые спрашивали Джигарханяна: «Как же вы такой знаменитый артист снимались в такой пошлости?».
Джигарханян по этому поводу писал в своих воспоминаниях: » Там звезды сошлись — не звезды актерские, а звезды благоприятной ситуации. Она часто в искусстве определяет многое… Люди, занимающиеся актерским делом, поймут меня: мы любили друг друга. Смотрели друг на друга, радовались, нам было смешно».
Новости партнеров
В 2000-х годах актер снялся в сериалах «Казус Кукоцкого» (2005), «Нечаянная радость» (2005), «Любовь на острие ножа» (2008), «Земский доктор. Жизнь заново» (2011-2012), «Душа шпиона» (2015), в фильмах «Руд и Сэм» (2007), «Исчезнувшая империя» (2008), «Родительский день» (2009), «Гамлет» (2010) и других.
Личная жизнь и скандал в театре
Первой гражданской супругой артиста была актриса Ереванского Русского драматического театра имени Станиславского Алла Ванновская, которая родила ему дочь Елену. Единственная дочь актера погибла в 1987 году в возрасте 23 лет, задохнувшись в гараже угарным газом.
Второй женой стала актриса Татьяна Власова, которая работала в Театре Армена Джигарханяна помощником художественного руководителя. С Власовой актер прожил 48 лет, брак разрушила поздняя любовь Джигарханяна – пианистка из Киева Виталина Цымбалюк-Романовская, которая моложе актера почти на полвека.
Цымбалюк-Романовская впервые увидела Армена Джигарханяна на сцене в Киеве, когда ей было 16 лет. По ее словам, она испытала тогда настоящее потрясение, девушка ходила на все спектакли с Джигарханяном. На гастроли в Киев театр приезжал часто. Позднее девушка перебралась в Москву, встретилась со своим кумиром и с 2008 года начала работать в театре Джигарханяна. Тогда же пара начала жить вместе, официальная супруга актера проживала в США. В 2015 году актер развелся с Власовой и через год официально женился на Виталине. В 2015 году Цымбалюк-Романовская стала директором театра. Труппа театра неоднозначно отнеслась к такому назначению, подозревая молодую жену в меркантильности и желании захватить власть.
Публичный скандал вокруг 82-летнего артиста и его 38-летней супруги разгорелся в октябре 2017 года, когда актер, страдающий диабетом, попал в больницу и вскоре обвинил жену в воровстве в театре. Джигарханян сказал СМИ, что не готов простить Виталину, так как она «причинила ему много боли». По его словам, ранее ничто не предвещало подобных откровений, в семье якобы царила идиллия.
«С женщинами знаете, что самое страшное? С одной и той же женщиной в разных ситуациях чувствуешь себя по-разному. Сегодня – хорошо невероятно. Завтра – противно. Послезавтра – опять хорошо. А через две недели – кто это такая, зачем мне это нужно?» — сказал в одном из интервью актер.
Цымбалюк-Романовская по собственному желанию уволилась из театра. Джигарханян обратился с официальным письмом в департамент культуры Москвы с просьбой оградить его и артистов театра «от аферистов, мешающих нормальной работе коллектива». Супруги подали на развод, который состоялся 27 ноября.