Холодная война во второй раз: какие шансы ее остановить
Представители российской власти, ранее выступавшие за развитие отношений с западными странами, потеряли надежду на ее восстановление, пишет Bloomberg со ссылкой на источники в Кремле. По информации агентства, они видят в отношениях с Западом новую холодную войну, а противостояние рассматривают как идеологическое.
Противостояние растет из-за отравления оппозиционера Алексея Навального, кризиса в Белоруссии и новых обвинений во вмешательстве в президентские выборы в США, в следствие чего Москва готовится к новым конфликтам с Западом и не стремится смягчить ситуацию, говорится в статье.
Новости партнеров
В подтверждение позиции Москвы авторы статьи приводят высказывание министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который на прошлой неделе допустил возможность прекращения диалога России с представителями Евросоюза, отвечающими за внешнюю политику. Bloomberg считает, что это предвещает дальнейшую конфронтацию. При этом, по словам источника агентства, в Москве рассматривает как своего рода манифест статью политолога Тимофея Бордачева, опубликованную в сентябре, в которой предлагается отказаться от попыток интегрироваться в мировой порядок во главе с США и Европой.
Продолжающаяся конфронтация осложняет отношения Москвы с ее «видными сторонниками» на Западе. Так, Ангела Меркель, по словам близких ей людей, «глубоко разочарована» во Владимире Путине, особенно после отравления Навального, а усилия Эммануэля Макрона разрядить напряженность в отношениях с Россией пока не принесли ощутимых результатов.
О том, что отношения России и Запада перешли в новую холодную войну говорят и пишут давно, в том числе очень авторитетные ученые, заметил член-корреспондент Академии военных наук Александр Бартош.
— Но если прежняя холодная война строилась на базе идеологического противостояния, то сейчас это цивилизационное противостояние.
— Насколько обосновано утверждение, что в этом Россия, прежде всего, виновата?
— Это обычное стремление Запада возложить на Россию вину за все осложнения международной обстановки — за нарушение стратегической стабильности, за использование стратегии гибридных войн и так далее. Мне кажется, что это совершенно безосновательные утверждения, поскольку факты говорят совершенно о другом.
Это действия США в сфере наращивания военной мощи, это подготовка известной исследовательской корпорацией RAND обширного труда «Перенапряжение России: конкуренция с выгодной площадки», где очень цинично рассматриваются вопросы как дестабилизировать Россию, как распылить ее усилия по периметру границ, что мы, собственно, и видим в Белоруссии, Молдавии, Закавказье, Центральной Азии.
Новости партнеров
— Почему попытки улучшить ситуацию безуспешны? И можно ли все-таки ее переломить?
— Сейчас в США предвыборная кампания. И демократы, и республиканцы стремятся использовать обвинение России в подрывных действиях против США, против мировой стабильности в своих предвыборных интересах. Ничего нового нет, это обычное стремление свались на соперника вину за все неприятности, которые происходят в стране и в мире.
Наши партнеры или конкуренты на Западе должны встать на позиции признания политических реальностей современности, понять, что Россия не является источников всех неприятностей в мире. А этим источником является стремление США к доминированию на мировой арене.
Заместитель директора Института истории и политики Московского педагогического государственного университета Владимир Шаповалов полагает, что холодной войны в чистом виде сейчас нет, несмотря на то, что эксперты любят разбрасываться такими ярлыками как «холодная война 2.0»
— В период грузино-осетинской войны писали о так называемой прохладной войне, то есть похолодании между Россией и Западом. После Крыма — о «холодной войне 2.0». На самом деле, масштаб и качество отношений между Россией и Западом сейчас не является аналогичным периоду «холодной войны». Тогда это был ярко выраженный конфликт на уничтожение, он являлся основным процессом мировой политики и концентрировал основные ресурсы всех ведущих стран мира. В настоящий момент такого нет. Однако есть зримая тенденция к существенному ухудшению отношений, которая в обозримой перспективе может привести к холодной войне.
Эта тенденция задается не Россией, она задается Западом и, прежде всего, США. Часть этой тенденции — это стратегическое позиционирование России и Китая Соединенными Штатами и НАТО в качестве своих противников. Хочу подчеркнуть, что во всех стратегических документах США сейчас Россия и Китай фигурируют в качестве противников. Это первое.
Второе — это взвинчивание военных расходов со стороны США, фактически новая гонка вооружений, которую они сейчас начинают. Это очень опасный процесс.
Третье — это санкционная война, которая ведется в режиме нон-стоп Западом и постоянно усиливается на протяжении последних лет.
Новости партнеров
Отдельно хочу выделить экономическую войну против России — стремление нанести максимальный урон российской экономике. Мы помним надежды предыдущего президента США на то, что экономика России «разорвана в клочья», мы видим действия нынешней администрации, которые также направлены на максимальный урон нашей экономике, в частности, это касается «Северного потока-2».
И последнее — это информационная война. Очень важное направление борьбы в современную эпоху. Она представляет одно из ключевых направлений современного конфликта, инициированного США. И очень тесно связанные с ней и вытекающие из информационной войны действия, направленные на дестабилизацию ситуации внутри России, и стремление к осуществлению государственного переворота.
Весь этот набор действий в настоящее время есть и свидетельствует о том, что Запад жестко ведет борьбу с Россией и Китаем, и она очень близка к тому, чтобы ее квалифицировать как холодную войну.
Хочу подчеркнуть, что Россия к инициированию этого конфликта не имеет никакого отношения, и реакция нашей страны на действия Евросоюза является вполне логичной и адекватной, объективно соответствующей нынешней ситуации. При этом, конечно, ЕС не застрельщик этого похолодания. Застрельщиком являются США.
Диалог с ЕС создавал ощущение, что на Западе есть страны, политики, с которыми можно вести диалог и он может способствовать общему смягчению ситуации. Но в настоящее время страны ЕС продемонстрировали, что мало чем отличаются от США и по сути перешли к той же откровенно антироссийской санкционной политике и информационной войне против России.
— Есть шанс преломить эту ситуацию?
— Прежде всего, необходимо восстановить систему глобальной безопасности, переподписать СНВ-III. Это некие «красные линии», за которые страны, будем надеяться, не будут переходить.
Шансы есть, но нужна смена политических элит в странах Запада. Нынешние политические элиты совершенно очевидно неспособны к диалогу с Россией. Речь не о том, что демократы сменят республиканцев в США. А о том, что нынешнее поколение элит, которые формировались в условиях безусловного доминирования США в мире, должны уступит место более рационально мыслящим политикам, которые понимают, что не только США есть в мире, а есть Россия, Китая, Индия, Иран. У всех этих стран есть свои интересы, и эти интересы также имею значимость.