ГлавноеАналитикаРоссийскую экономику выручат «тормозные парашюты»

Российскую экономику выручат «тормозные парашюты»

Опубликовано

Официальный прогноз по падению российской экономики в этом году излишне оптимистичный, считает глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Причина – в осеннем обострении ситуации из-за COVID. Однако не все аналитики разделяют мнение Кудрина. По их мнению, в России сформировались отрасли, которые даже в условиях мировой пандемии показывают рост и удерживают экономику страны от резкого падения.

Официальный макропрогноз излишне оптимистично оценивает динамику российского ВВП как в провальном из-за пандемии 2020 году, так и в восстановительном 2021 году, предупреждает Счетная палата. Речь идет о прогнозе Минэкономразвития, который предполагает снижение ВВП РФ в этом году на 3,9%. Однако сделан он был до осеннего усиления в распространении пандемии.

Новости партнеров

Новый всплеск коронавируса не был заложен в прогноз, а мировая экономика может немножко притормозить, сообщил глава контрольного органа Алексей Кудрин на заседании бюджетного комитета Госдумы в четверг. «В связи с этим сокращение ВВП России в текущем году, на наш взгляд, будет больше 4%», – полагает руководитель Счетной палаты.

По его прогнозу, российский ВВП упадет в этом году в интервале от 4,2% до 4,8%. Кудрин предполагает, что и в 2021 году темпы восстановительного роста экономики будут значительно скромнее. «И если я говорил, что восстановительный рост может составить 3%, то по новому прогнозу, который мы сейчас делаем, он будет около 2,2%. Это достаточно такой консервативный, пессимистический прогноз. И около 2% в последующие годы – в 2022 и 2023 годах», – отметил Кудрин.

Экономисты согласны, что МЭР оптимистичен и осенний всплеск вируса не пройдет бесследно. «Чтобы выйти на прогнозируемый Минэком спад на 3,9% за этот год, нужно ожидать от последнего квартала отклонение экономической активности на минус 1% (расширенный индекс базовых отраслей) от прошлого года или менее. Это теоретически возможно, но, как мне кажется, только при очень слабых мерах ограничения и самоограничения. Экономическая активность за первые восемь месяцев года была слабее прошлогодней на 5–5,5%, но в эту цифру включен первый докризисный квартал. В августе отклонение активности все еще составляло примерно -5%, сентябрьские предварительные данные позитивнее, но еще не включают в себя реакцию на осенний всплеск пандемии», – объясняет заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов.

Базовый сценарий АКРА – это сокращение годового ВВП России на 4,5–5%. В 2021 году восстановительный рост превысит 3%. Основные последствия пандемии для экономической активности уложатся в 2020–2022 годы, если в 2021 году вакцинация и естественное приобретение иммунитета достигнут масштаба, прогнозируемого сейчас разработчиками вакцин, считает Куликов.

Доцент кафедры экономической теории РЭК им. Г. В. Плеханова Олег Чередниченко считает прогноз от Счетной платы более приближенным к сегодняшней «картине». «Важно, что это существенно ниже худших прогнозных значений в 9%. Стоит напомнить, что в ходе весеннего пика в мае прогнозы падения российского выпуска превышали даже 9%», – говорит экономист.

Эксперты не ждут падения экономики на 9% в этом году даже с учетом осеннего всплеска пандемии. Почему удается избежать худшего сценария?

«Во-первых, сформировались драйверы роста – ряд отраслей и бизнес-направлений, которые и сейчас выступят в качестве «тормозных парашютов» падения. Среди них можно выделить аграрный сектор, который увеличил объем экспорта», – отмечает Чередниченко.

Новости партнеров

Экспорт аграрной продукции в этом году действительно растет, несмотря на пандемию и кризис. К середине октября Россия выручила от экспорта продукции АПК уже почти 21 млрд долларов. По прогнозам Минсельхоза, установленные показатели внешней торговли в 2020 году будут выполнены в полном объеме, заявил глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев.

В 2019 году экспорт АПК составил 25,6 млрд долларов, а в 2020 году Минсельхоз ожидал выручить сначала столько же – 25 млрд долларов. Однако в начале октября глава ведомства заявил, что Минсельхоз ждет уже не менее 27 млрд долларов.

«В качестве катализаторов процесса отмечу как поддержку экспорта со стороны государства, так и рост российских поставок в Китай более чем на 24% при одновременном сокращении импорта из Поднебесной на 13%», – говорит Олег Чередниченко.

Сельскому хозяйству помогает активное расширение рынков сбыта: в этом году фермеры получили доступ на рынки еще 14 стран. На руку аграриям и проседание курса рубля, что традиционно помогает экспорту.

По данным Минсельхоза, в структуре аграрного экспорта традиционно лидируют зерновые. За девять месяцев Россия продала зерна на 6,7 млрд долларов. На втором месте по деньгам – рыба и морепродукты, которых продали за границу на 3,9 млрд долларов. Третье место занимает продукция масложировой отрасли, на экспорте которой Россия выручила 3,45 млрд долларов. Больше всех российские аграрные продукты покупают Китай, ЕС и Турция.

Драйвером роста российского аграрного экспорта стали свекловичный сахар, пшеница и меслин, а также подсолнечное масло. Они показали наибольший прирост экспортных поставок в деньгах, посчитали эксперты Россельхозбанка по итогам семи месяцев этого года. Например, поставки сахара на экспорт выросли более чем в четыре раза – с 85 млн до 359 млн долларов. Поставки подсолнечного масла – на 465 млн долларов, до 1,7 млрд долларов.

Помимо ставшей традиционной для российского экспорта пшеницы, в первую десятку сельскохозяйственных товаров, которые Россия поставляет на мировой рынок, вошли семена подсолнечника, мясо птицы, соевые бобы, кукуруза, свинина, соевое масло и ячмень. Экспорт мяса птицы вырос вдвое, а свинины – в 2,5 раза в деньгах.

Еще одна важная деталь: Россия сокращает импорт аграрной продукции, заменяя его отечественными товарами. Еще одна важная деталь: Россия сокращает импорт аграрной продукции, заменяя его отечественными товарами. «Ведь «коронакризис» не провоцирует снижения объемов потребления пищи россиянами, меняются лишь инструменты доставки продуктов конечному потребителю. Высокотехнологичные отрасли и наши IT-гиганты развивают актуальные направления», – замечает доцент РЭУ им. Плеханов.

Новости партнеров

Кроме рекордного урожая зерновых, помог тот факт, что первыми в очереди на снятие ограничений оказались регионы с большой долей сельскохозяйственного и туристического секторов в экономике, замечает профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Людмила Пронина.

«В меньшей степени пострадали сырьевые отрасли, добывающая промышленность, нефтегазовый сектор, драгоценные металлы, общераспространенные полезные ископаемые. В обрабатывающей промышленности стабильность и некоторый рост наблюдались в металлургии и химической промышленности. Это объясняется тем, что предприятия в этих отраслях не прекращали работу, в том числе за счет отнесения их к непрерывному производству или их косвенной связи со сферой потребления населения», – говорит Пронина.

«Наименьший урон от пандемии кроме сферы АПК понесли телеком-коммуникации, финансы, ОПК и здравоохранение. Причина: в перераспределении спроса в экономике, когда население и бизнес откладывают долгосрочные инвестиции, но продолжают расходовать средства на товары и услуги первой необходимости», – говорит главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров.

Экономисты считают, что Россия готова к осеннему периоду ограничений больше, чем весной.

«Власти стараются избегать жестких ограничений. Если им удастся стабилизировать ситуацию в ноябре – декабре, то уже в начале 2021 года мы можем вернуться к сценарию постепенного улучшения положения в экономике. Я, например, пока не считаю необходимым менять свой макропрогноз, который я сделал еще в марте. Это падение ВВП России на 3,8% в 2020 г. и рост на 3,3% в 2021 году», – говорит Тихомиров.

Однако бюджетного дефицита России не избежать. Для граждан это будет означать увеличение налоговой нагрузки, снижение уровня жизни, особенно в регионах, рост инфляции выше запланированной в 2021–2023 годах, указывает Пронина. «Оптимизм вселяет то, что социальные обязательства государства, которые являются в том числе одной из основных целей проекта федерального бюджета на 2021–2023 годы, будут безусловно исполняться», – заключает она.

vz.ru





«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин...

Юрий Котенок: «Орешник» — отличный замполит

Первая серия "Орешника" впечатлила и для зрителя была, конечно, увлекательной — огненный дождь с неба даже для укров стал чем-то вроде кино. Но за...

Заявление Владимира Путина о ситуации в зоне СВО

Владимир Путин выступил с заявлением об обстановке в зоне спецоперации. "Хочу проинформировать личный состав Вооруженных сил России, граждан нашей страны, наших друзей во всем мире,...

Читайте также

Алексей Чадаев. Про бородатую женщину

Социальная энергия испокон веков есть главный двигатель больших политических процессов. Энергия борьбы угнетённых за...

Ростислав Ищенко. Трамп и ракетные удары вглубь России

Нью-Йорк Таймс, со ссылкой на источник в администрации Байдена, написала, что уходящий президент дал...

Как американцы управляют пуском ракет с территории Украины

Имеющиеся у Украины ракеты ATACMS не могут быть применены по объектам в глубине территории...