Зачем американский лектор рассказывает о наследственной передаче бедности
«Потомкам крепостных и рабов трудно добиться успеха», «последние научные данные доказали, что стрессы и жизненные травмы вызывают химические изменения в ДНК, таким образом негативные жизненные сценарии могут наследоваться из поколение в поколение», «афроамериканцу сложно стать предпринимателем, получающим венчурное финансирование из-за того, что он — потомок рабов», а «сложности капитализма в России связаны с тем, что в советские времена преследовались спекулянты»…
Нет, это не подражание мирам фантаста Герберта Уэллса, где человечество разделилось на расы элоев и морлоков, а высказывания самого известного в мире специалиста по наследственной семейной травме. Интервью с американским лектором Марком Уоллином разместило издание РБК. В нем «известнейший специалист», похоже, сформулировал и попытался научно обосновать нечто вроде «родового проклятия».
Новости партнеров
По мнению Уоллина, которое он основывает на данных эпигенетики (изучения изменений генов, не связанных с мутациями), психологические травмы способны влиять на человека биологически.
«Технически это выглядит так: когда в нашей жизни случается что-то тяжелое, определенные химические метки прикрепляются к нашей ДНК и дают нашим клеткам команду учитывать или, наоборот, игнорировать работу определенных генов, чтобы помочь нам пережить травму. Эта перенастройка генов меняет то, как мы себя склонны вести и как мы воспринимаем различные события», — говорит он.
Заокеанский эксперт также полностью поддержал предположение о том, что сложности с предпринимательством в России связаны с тем, что в советское время людей преследовали за спекуляцию.
Исцелиться от всего этого будто бы можно за счет приобретения положительного опыта. «Идея состоит в том, чтобы убрать напряжение из лимбической системы, из миндалевидного тела, и передать управление переднему мозгу, особенно префронтальной коре, куда мы можем интегрировать наши новые позитивные переживания. Тогда наш мозг может измениться», — утверждает Марк Уоллин.
«Вообще-то это с научной точки зрения полная ересь, — отмечает социолог Борис Кагарлицкий. — Конечно, культурные традиции могут работать даже после того, как породившие их отношения исчезли. Но во-первых, их воздействие не идет в сравнение с воздействием других факторов, а во-вторых, они на какой-то социальной основе все же должны воспроизводиться. Про гены вообще говорить невозможно, это бред. Генетика совершенно не так работает».
Действительно у генетиков доводы американского эксперта также вызвали удивление. «Возможно, к бизнесу там относятся серьезно, а к науке — совсем не серьезно. У нас подобные исследования, где генетика связывалась бы с бедностью, не ведутся», — рассказали в Институте цитологии и генетики СО РАН.
Публицист Константин Семин отмечает, что в случае с Уоллином перед нами классический образчик идеологии социал-дарвинизма. Именно на основании подобных теорий сотни тысяч людей подвергались унижениям и государственному насилию — социальной сегрегации, принудительной стерилизации. Кульминацией такого евгенического, сортировочного подхода к человеку стал фашизм с его программами «очищения нации» от «неполноценных элементов», унтерменшей. Еще в 20-м веке была доказана научная несостоятельность гипотез Чезаре Ломброзо или основателя евгеники Фрэнсиса Гальтона. Биология, генетика, психология, педагогика давным-давно открестились от таких концепций не просто в силу их аморальности, но по причине абсолютной научной несостоятельности.
Новости партнеров
«Наука давно установила, что ни бедность, ни склонность к совершению преступлений или занятию проституцией не передаются по наследству, не относятся к числу признаков, которые прописываются в геноме человека. Все это — результат высшей мозговой деятельности индивидуума, которая определяется не так называемой генетической памятью (ее не существует), а социальной средой — условиями воспитания человека. Общественное бытие определяет сознание», — напоминает он.
В интервью с Уоллином были затронуты и такие темы как мировые войны, массовый голод или политические репрессии, однако «эксперт» не стал останавливаться на теме общественных отношений. То, что он видит идеал самореализации в предпринимательстве и открытии собственного дела — в общем закономерно для либерального исследователя. Но ведь сложно не замечать, что у человека, живущего в черном гетто, будет хуже доступ к венчурному финансированию, а у тех, кому выпало жить в эпоху мировых войн, чисто статистически было больше поводов для стресса и меньше источников хороших впечатлений.
В 90-е годы в России Борис Ельцин сформулировал этот подход так: «У кого хорошие доходы, у того и настроение хорошее. А у кого доходы поменьше, то и настроение похуже». Тогда же, в 90-е, несмотря на якобы сформированную в советские годы «модель подавления», множество людей стихийно занялись бизнесом. А сейчас развитие предпринимательской активности сдерживается кредитно-денежной политикой правительства, о чем открыто говорят сами промышленники. При этом никакой связи между экономическим курсом и генетикой, между процентными ставками банков и изменениями в ДНК незаметно.
По мнению Константина Семина, распространение средневековых теорий сегодня говорит о том, что как и в начале 20-го века, в страхе перед последствиями экономического кризиса правящий класс стремится возложить ответственность за неизбежные потрясения на самых бесправных и угнетенных, вновь объявив их «неполноценными». Именно так русская аристократия, до смерти напуганная ударами двух русских революций, спешила объявить простой народ необразованной чернью. Как отмечает Семин, бунинская истерика при виде «восставшего хама» имела точно такие же полуфашистские корни.
«Но мы должны относиться к этой истерике спокойно. Мы еще не забыли о тех выдающихся достижениях, которые оставила нам советская эпоха. Именно страна с «уничтоженным генофондом», лишенная «предпринимательской жилки», сумела совершить небывалый рывок — победить тотальную неграмотность и детскую смертность, остановить эпидемии тифа и туберкулеза, выдернуть миллионы людей из средневекового мракобесия, разгромить фашизм и отправить первого человека в космос. Окунувшись в омут мракобесия и реакции, человечество однажды обязательно вернется на столбовую дорогу научного прогресса и гуманизма. Вот тогда время мелких жуликов вроде Марка Уолинна закончится навсегда», — рассказал Семин.