Вторую неделю вокруг Белоруссии идет война санкций. Страны Евросоюза не признают легитимность Александра Лукашенко и грозят ввести жесткие ограничения. Но единого мнения, как деморализовать белорусские власти, в Брюсселе нет. Между тем Москва и Минск возобновили диалог по углубленной интеграции в рамках Союзного государства.
Замешательство Европы
Новости партнеров
В ЕС понимают, что от экономических санкций пострадают прежде всего простые люди, а не политический режим Лукашенко.
Там склоняются к мерам против белорусских чиновников. В Литве, Латвии, Эстонии и Польше уверены: это заставит политическую и бизнес-элиту республики задуматься, насколько целесообразно поддерживать Лукашенко. И рано или поздно власть лишится доверия, считают в Брюсселе.
Но конкретных шагов пока не предприняли — вмешались геополитические хитросплетения внутри ЕС. Демарш устроил Кипр: Никосия требует вначале разобраться с Турцией, которая незаконно ведет разведку месторождений в Средиземном море.
Пока Брюссель убеждает киприотов, некоторые страны выступают самостоятельно. Так, Великобритания и Канада первыми объявили ограничения в отношении белорусских высокопоставленных лиц.
Наряду с Лукашенко под рестрикции попали его старший сын Виктор, глава президентской администрации Игорь Сергеенко, глава МВД Юрий Караев. Британскому и канадскому бизнесу запретили сделки с людьми из санкционного списка.
Вашингтон планировал поддержать Лондон и Оттаву. Однако в последний момент в Белом доме дали понять, что дождутся единого решения ЕС по белорусскому кризису. Американцы пообещали, что начнут действовать, если в течение недели Брюссель не договорится с Кипром.
Вовлечь Россию в диалог
Новости партнеров
Собственный взгляд на события в Минске отстаивает и Франция. Эммануэль Макрон встретился с экс-кандидатом в президенты Белоруссии Светланой Тихановской. По итогам переговоров французский лидер предложил подключить к урегулированию Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.
«Посредничество ОБСЕ способно положить конец кризису. Помимо санкций, важно вести диалог с Россией. Без Владимира Путина мы ничего не добьемся», — высказался Макрон.
В телефонном разговоре с Путиным французский президент снова поднял тему ОБСЕ и подчеркнул, что такой формат работы даст результат только при поддержке Москвы.
В Минске французское миротворчество не нашло понимания. Встречу Макрона с Тихановской в МИД Белоруссии назвали «лишенной практического смысла».
«В дипломатии достаточно всеми признаваемых цивилизованных инструментов. Они гораздо эффективнее, нежели попытки грубого давления и навязывания своей воли соседу», — заявили в белорусском внешнеполитическом ведомстве.
Углубленная интеграция
Тем временем Москва и Минск возобновили диалог по углублению интеграции в рамках Союзного государства. На состоявшемся в начале недели форуме регионов Белоруссии и России секретарь Союзного государства Григорий Рапота рассказал, что стороны приступили к согласованию дорожных карт.
«Обсуждаются вопросы передвижения, устройства на работу и вообще то состояние, когда белорусы не чувствуют себя иностранцами в России, а россияне — иностранцами в Белоруссии», — сообщил он.
Новости партнеров
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что сентябрьская встреча президентов России и Белоруссии привела «к переосмыслению и перезапуску» двусторонних отношений.
На форуме регионов стало известно, что Белоруссия одной из первых получит российскую вакцину против коронавируса. Более того, между странами в ближайшее время могут отменить роуминг. Уже приступили к тестовым испытаниям.
Еще один результат — решение углубить связи в совместной подготовке вооруженных сил на 2021 год.
«НАТО наращивает боевой потенциал и активность в Европе. Развертывание инфраструктуры усиленными темпами идет в Прибалтике. Главная цель — демонтаж военного союза Белоруссии и России», — пояснил на форуме представитель российского оборонного ведомства Андрей Картаполов.
Реакция наоборот
«Для Белоруссии санкции Запада — дело не новое. Но даже экономическое давление не повлияло на политический курс. Власти, наоборот, показали, что не прогнутся», — говорит Денис Мельянцов, координатор программы «Внешняя политика Белоруссии» экспертной инициативы «Минский диалог».
Он вспоминает 2010 год — тогда после президентских выборов Запад ввел против режима Лукашенко жесткие ограничения. В ЕС и США рассчитывали как минимум на освобождение политических заключенных. Но все отсидели практически полный срок.
«Освободить политзаключенных Лукашенко согласился только в 2015-м, когда Брюссель возобновил контакты с Минском», — замечает эксперт.
По его мнению, если ЕС все же утвердит санкции, они не будут масштабными. И не только потому, что Лукашенко их снова проигнорирует.
«На Западе осознают, что ограничения усилят зависимость Белоруссии от России. В условиях внешнего давления Москва для Лукашенко — основная поддержка, и укреплять эти связи — не в интересах ЕС и США. Санкции — это скорее попытка психологически воздействовать на белорусский режим», — уверен Мельянцов.
Не только Россия
Белорусский политолог Алексей Дзермант тоже считает, что персональные меры не окажут серьезного влияния на белорусскую экономику. У Минска в любом случае останутся внешние партнеры.
«Прежде всего это Россия и Китай. Кроме того, в последние годы развиваются инвестиционные проекты с арабскими государствами. То есть Минск в любом случае не попадет в тотальную зависимость от Москвы», — полагает эксперт. Однако отношения с Западом, по его прогнозам, будут прохладными.
«Что касается российско-белорусских связей, то здесь, скорее всего, появится дополнительная повестка. Логичным, например, выглядит сближение Москвы и Минска в сфере безопасности и обороны», — рассуждает Дзермант. И добавляет: но это если Россия и Белоруссия полностью согласуют дорожные карты, что, вероятно, вызовет в обществе обсуждения и критику. Тем не менее эксперт не торопит события и призывает дождаться конкретики от двух столиц.