ГлавноеАналитикаИнтеграция последней надежды. Ради власти Батька идет на условия Кремля

Интеграция последней надежды. Ради власти Батька идет на условия Кремля

Опубликовано

Лукашенко возобновил переговоры об углублении сотрудничества с Москвой

Москва и Минск возобновили переговоры по интеграционным «дорожным картам», которые были поставлены на паузу в конце прошлого года. Об этом во вторник, 29 сентября сообщил посол Белоруссии в России Владимир Семашко.

«Это уже не является секретом, первый вице-премьер Николай Снопков был в Москве на прошлой неделе, и уже там встречались с вице-премьером РФ Алексеем Оверчуком, обсуждали алгоритм и так далее», — рассказал дипломат.

Новости партнеров

Он напомнил, что изначально стороны готовили 30 дорожных карт в отношении экономики, причем «28 с половиной было согласовано». Однако определенные моменты стали камнем преткновения, в частности, вопрос о ценах на газ и о компенсации Минску за налоговый маневр в нефтяной отрасли РФ. Эти темы «требуют более детального обсуждения».

Изначально ожидалось, что «дорожные карты» будут подписаны в конце 2019 года, но из-за вышеупомянутых разногласий процесс был отложен. Сейчас в связи с протестами в Белоруссии после выборов президента ситуация для Александр Лукашенко изменилась. На фоне непризнания со стороны большинства стран Европы и Запада Россия является одним из немногих источников поддержки и возможного финансирования республики.

В середине сентября после переговоров президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко стало известно, что Москва согласилась предоставить Минску кредит в полтора миллиарда долларов. Чуть позже белорусская сторона сообщала, что появились какие-то подвижки в вопросе компенсации налогового маневра.

В сложившихся условиях возвращение к обсуждению углубленной интеграции со стороны Александра Лукашенко выглядит вполне логично. А вот что касается России, эксперты не уверены в том, что этот процесс сейчас стоит форсировать. Во-первых, нет уверенности, что нынешний политический режим окажется действительно устойчивым. А, во-вторых, даже в этом случае нет гарантий, что достигнутые договоренности будут выполняться.

Директор центра изучения кризисного общества Максим Вилисов считает, что Москве необходимо получить четкие обязательства по каждому из блоков интеграции и переходить к следующему только после выполнения всех условий.

— Есть объективные обстоятельства, которые могут сделать процесс интеграции более реалистичным. Прежде всего, это состояние экономики Белоруссии. Проблемы в ней начались еще до пандемии, а сейчас только усугубились. Положение может еще сильней ухудшиться в случае введения санкций против Белоруссии, хотя, возможно, экономические ограничения не будут основными.

Вся полнота ответственности за экономику республики лежит на Александре Лукашенко, так как он сохраняет власть, хотя это и оспаривается разными игроками. Других вариантов, кроме как рассчитывать на поддержку России у него сейчас нет. Но даже это совершенно не гарантирует, что интеграционные процессы пойдут в намеченном ранее русле. Специфика политического стиля Лукашенко в том, чтобы забалтывать любые темы и проекты. Для этого он использует все возможные методы, хотя в данной ситуации его арсенал ограничен.

Новости партнеров

Многое будет зависеть от последовательности российской стороны и неотвратимости изменений, которые будут достигаться в ходе процессов переговоров по интеграции. В их числе можно говорить о координации финансово-бюджетной политики.

Если будет достигнуто и, что самое главное, реализовано на практике соглашение о координации финансово-бюджетного контроля в рамках средств, которые Россия предоставляет белорусской стороне или в рамках совместного бюджета Союзного государства, если таковой будет сформирован, можно считать это первым шагом на пути к настоящей интеграции. Следом идут другие шаги — программа оздоровления предприятий, приватизация и прочее.

Так что конъюнктура сегодня, скорее, более благоприятная для реализации этого проекта, но политическая составляющая является ключевой, и от нее будет зависеть, успешным ли окажется эта попытка или ее постигнет судьба предыдущих.

— Может ли Москва увязать предоставление кредита с интеграционными обязательствами?

— Вряд ли это возможно по уже предоставленному кредиту, так как он почти полностью будет направлен на рефинансирование предыдущих займов. К нему сложно привязать дополнительные условия, хотя в принципе это можно и нужно было сделать. Когда в 90-е годы МВФ предоставлял России кредиты, каждый транш был обусловлен соответствующими реформами и определение действиями со стороны российского правительства. Здесь нужно было делать так же, но, боюсь, момент уже упущен.

— Раньше даже финансовая поддержка со стороны России не гарантировала успешность интеграционных процессов, сейчас это не так?

— Раньше это не получалось, потому что запас финансовой прочности и белорусских властей был выше. Теперь ситуация намного хуже. Но нужно понимать, что и у России возможности уже не те, что в прошлом, и собственных экономических проблем достаточно много. На этом фоне внимательность финансовых властей РФ в отношении любых предоставляемых кредитов будет намного выше, и требования будут проецироваться и на Белоруссию, если, конечно, на это будет обоюдная политическая воля. Белоруссия — суверенное государство, и таких механизмов контроля не существует. Все взаимосвязано: возможности контроля должна предоставлять углубленная интеграция, и их же нужно использовать для того, чтобы интеграция проходила более эффективно.

— Нет ли риска, что в случае политических изменений в Белоруссии интеграционный процесс будет сведет на нет?

Новости партнеров

— Это вполне закономерный вопрос. Достаточно вспомнить, что получилось на Украине с Виктором Януковичем. Кредиты выделялись, документы подписывались, а потом все было пересмотрено. Проблема работы с конкретным политиком вместо работы с институтами как раз и заключается в том, что от этого лидера слишком многое зависит. В том числе и то, что он может все переиграть.

В идеале, нужно все проводить через межгосударственные соглашения и белорусское законодательство, и получать более широкую поддержку, чем поддержка одного президента. Это значит вовлекать в процесс государственный аппарат, парламент, экономические и деловые круги для того, чтобы иметь социально-политическую базу поддержки интеграционных процессов.

К сожалению, это является проблемной точкой российской политики на постсоветском пространстве, которая дает возможность легко дезавуировать все обязательства со стороны наших партнеров. Поэтому нужно особенно внимательно и кропотливо подойти к тому, чтобы инструмент политической поддержки внутри самой Белоруссии использовать максимальным образом.

Тем более, что в республике есть разные настроения. Настроения на улице могут вовсе не соответствовать настроениям в обществе, потому что оно намного более разнообразно и разнородно, чем нам пытаются представить участники протеста. Вопросы интеграции — не про улицу и протесты, а про конкретную экономическую деятельность, и их нужно решать с другими акторами. И чем больше их будет помимо Александра Лукашенко, тем больше шансов, что процесс будет успешным и не будет потом пересматриваться и оспариваться.

Эксперт по российско-белорусским отношениям Дмитрий Болкунец считает, что России стоит не спешить с интеграцией сейчас, а сначала провести серьезную подготовительную работу в белорусском обществе и дождаться стабилизации политической ситуации.

— Перспективы есть, от интеграции не отказывается ни белорусская, ни российская сторона. Самое главное, что есть определенная позиция двух сторон двигаться в этом направлении. Проблема в том, что последние 20 лет об этом говорят министры, послы, президенты, но реальность от этих слов отстает. В последний год эта риторика усилилась, но если проанализировать выступления Александра Лукашенко за последние 12 месяцев, в них четко просматривается, что никакой углубленной интеграции он проводить не будет.

Реальное углубление интеграции возможно только после ухода Лукашенко из белорусской политики. Пока он будет сохранять власть, он будет саботировать и затягивать процессы, так как боится потерять финансовые и политические рычаги управления. Ведь интеграция предусматривает передачи части полномочий наднациональным органам, а белорусский президент к этому не готов.

Второй важный момент в том, что для России сейчас опасно подписывать с Лукашенко какие-либо документы, которые затрагивают белорусский суверенитет. Это может серьезно всколыхнуть белорусское общество вплоть до гражданской войны. Не думаю, что у России есть иллюзии по поводу будущего Лукашенко, поэтому подписывать с ним какие-либо соглашения рискованно. Думаю, Россия будет прорабатывать эти вопросы на перспективу. Российское руководство ждет от Александра Григорьевича конституционной реформы, но он пока тянет время, надеясь, что протестующие просто уйдут с улиц и все продолжится, как и раньше.

— То есть до некоего транзита власти интеграция России и Белоруссии невозможна?

— Мне кажется, что для этого к власти в Белоруссии должна прийти новая команда. Нужно понимать, что сегодня для углубленной интеграции многие параметры вообще не готовы. Значительная часть белорусской молодежи относится к России негативно, с ней долгие годы никто не работал. Нужно восстанавливать доверие, насильно мил не будешь.

Часть белорусского общества, пусть и меньшая, воспринимает интеграцию с Россией со стороны Лукашенко, как попытку удержать власть и лишить Белоруссию суверенитета. Последнее абсолютно не соответствует действительности, но разъяснительную работу в республике никто не ведет, а если и ведет, то в антироссийском ключе. Эту ситуацию необходимо исправлять.

svpressa.ru





«Орешник», разбор прилёта: какую баллистическую ракету испытала Россия

Концепция уникальной ударной системы была разработана еще в 1980-е В ночь на 21 ноября российские Вооруженные силы нанесли ракетный удар по Украине. Целью атаки стал...

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против...

«Орешником» Путин снова ответил так, как не ждал никто

То, что на удары ATACMS и Storm Shadow Россия не может не отреагировать, было понятно любому, кто хоть немного знаком с принципами конфликтологии государственного...

Читайте также

Ростислав Ищенко. Цена «миротворчества» Трампа

Любой американский президент, предпринимая некие действия на международной арене решает, прежде всего, свои внутренние...

Михаил Делягин. Почему финансовые спекулянты тянут человечество в Средневековье

Архаизация: глобальный проект умирающих властителей мира История человечества в условиях рыночных отношений — это история...

Ростислав Ищенко. Команда большого компромисса

О тех, кто приходит к власти в США Подавляющее большинство тех, кто пишет в эти...