Предстоящие выборы в Госдуму могут стать триггером новой Болотной
Организованные в Белоруссии волнения являются репетицией перед выборами в российскую Госдуму в 2021 году, заявил первый замглавы международного комитета Совета Федерации, генерал ФСБ Владимир Джабаров. Запад, по его мнению, постарается раскачать ситуацию,
«То, что происходит в Белоруссии — это все репетиция. Цель — выборы в Госдуму 2021 года, где Запад постарается раскачать ситуацию, настроить молодежь против этих выборов», — рассказал он в ходе заседания комиссии СФ по защите госсуверенитета РФ.
Новости партнеров
Джабаров подчеркнул, что считает важным усилить работу с молодежью.
«Посмотрите на события в Белоруссии, кто выходит на улицы — это обеспеченная часть белорусов, в основном работающие в IT-технологиях, пользующиеся соцсетями», — отметил сенатор. По его словам, ситуация показывает, что эти люди легко поддаются влиянию.
Кроме того, Джабаров выразил уверенность, что российские власти не допустят развития событий по тому сценарию, который в свое время привел к распаду Советского Союза.
Теория о том, что все «цветные революции» в странах, расположенных по периметру российских границ, в конечном итоге, являются репетициями для смены власти в России, не нова. Но означает ли это, что попытку провести Майдан у нас стоит ожидать уже в будущем году? Насколько готовы к ней власти. В Белоруссии, как видим, довести ситуацию до смены власти, если архитекторами «революции» такая цель и ставилась, пока не удается…
— Действительно, у некоторой части правящей отечественной бюрократии есть тенденция рассматривать Россию как центр мира, вокруг которого вращаются другие страны и народы, — считает кандидат политических наук, исполнительный директор Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Сама по себе такая точка зрения имеет некоторые основания, ведь Россия является одной из немногих великих держав наряду с США, Китаем и Индией. Проблема заключается не в «россиецентричности» восприятия мировой политики, а в том, что на это ещё накладываются представления о глубоко враждебных по отношению к России интенциях глобального Запада вкупе с ощущением недостаточной защищённости от этого самого Запада. Речь идёт не только и даже не столько о военной стороне дела, хотя и о ней тоже, но в большей степени об информационной незащищённости.
Якобы некоторые актуальные для более молодых поколений всех стран идеи свободы, демократического представительства, законности, прав человека и прочее — это на самом деле не универсальные тенденции человечества в целом, но специально выведенные на Западе в лабораториях информационной войны вредные информационные вирусы, которые запускают в головы молодёжи, которая, одурманенная этими вредоносными программами, начинает устраивать «цветные революции» на подступах к России, а потом, видимо, и в ней самой.
Новости партнеров
Правда, неясно, что же должно, согласно этим доктринам, случиться с Россией после полной и окончательной победы гипотетической революции, инспирированной извне. Возможно, Россия должна стать плацдармом для демократизации Китая, Ирана и Северной Кореи? Хорошо, а что потом?
— Опасения Джабарова по поводу будущих выборов обоснованы?
— Для известной категории людей и профессий не только дозволительно, но просто необходимо ожидать антиправительственных выступлений, проявлений экстремизма или чего-то подобного, чтобы всему этому противодействовать. Этот мониторинг входит в число их служебных обязанностей, живи они хоть в России, хоть в США, хоть даже в уютной Швейцарии. За это им платятся деньги.
Не хотелось бы, однако, чтобы такая своеобразная картина мира проецировалась на всё общество в целом. Граждане России имеют право на полное политическое представительство, открытые выборы, а также на собрания — мирные, без оружия, всё как мы любим.
— По мнению сенатора, во время парламентских выборов в России западные силы попробуют «раскачать ситуацию, настроить молодежь против этих выборов». Как можно настроить молодежь против выборов? Это реально?
— Около года или двух назад группа популярных российских политологов на высоком уровне презентовала доклад о западном информационном влиянии на политическую динамику в России. Среди основных агентов влияния значились радио «Эхо Москвы», вещающий в Интернете телеканал «Дождь», а также, вроде, портал «Медуза» и ещё пара менее значимых ресурсов. С таким набором Запад сможет настроить против российских выборов не только молодёжь, но и людей среднего возраста, а в перспективе — несовершеннолетних и пенсионеров!
— Джабаров считает важным усилить работу с молодежью. Как это может выглядеть? Реально ли власти переиграть Запад в борьбе за умы нашей молодежи?
— Воображаемый Запад сам не до конца понимает, как работать с собственной молодёжью — от радикализирующихся подростков мусульманско-иммигрантского происхождения до доморощенных радикалов под флагом Black Lives Matter. Отечественные государственные мужи этого понять не могут, по-прежнему считая Запад чем-то консолидированным, управляемым более-менее из одной точки — «вашингтонского обкома», а также полностью контролирующим собственные социально-политические процессы. В России же распространено то, что Екатерина Шульман называет «обратным карго-культом»: убеждённость в том, что в демократических странах Запада на самом деле никакой демократии и свободы слова нет, всё решают глобальные элиты, результаты выборов и плебисцитов никого не интересуют. Но при этом этот же Запад требует от своих геополитических противников соблюдения демократических принципов, которым сам не следует.
Новости партнеров
— Насколько, по-вашему, будущие попытки устроить у нас революцию можно сравнивать с Болотной? Сделала ли власть выводы?
— Принципиальным условием для успешной революции считается наличие профессиональных революционеров, как правило, ассоциированных с той или иной политической партией и/или частью истеблишмента, например силовым блоком. На данный момент подобного условия в России не просматривается.
Вместе с тем, с чисто технической точки зрения, благодаря новым мессенджерам и широко распространённым инструментам обхода блокировок интернета, организовать нечто, что условный сенатор Джабаров и приравненные к нему спикеры определят как попытку инспирированной Западом цветной революции, кажется вполне возможным.
Будучи, безусловно, достаточно инертными, отечественные власти вполне умеют делать выводы из собственного опыта и из опыта соседей, а также делиться этим опытом с союзниками: тайная и молниеносная инаугурация Лукашенко — это превентивная защита от повторения столкновений, аналогичных случившимся 2 мая 2012 года в Москве в преддверии инаугурации Путина. По итогам «болотных» протестов в России была несколько либерализована партийная система, в последний год были зарегистрированы четыре новых партии — от патриотической «За правду» до осторожно-либеральной партии «Новые люди». Насколько эти политические силы смогут перехватить протестную повестку — вопрос отдельный.
— Джабаров занимается популизмом, которым не занимаемся мы, — говорит доцент политологии Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян.
— Да, политика Запада на постсоветском пространстве всегда направлена в итоге на Россию. Украина, Белоруссия, Армения и другие сами по себе ценности для Запада не представляют, это лишь инструмент в деле сдерживания и трансформации России (ну или еще Ирана, если брать Армению). Однако никаких скоординированных действий Запада в Белоруссии (как, например, на Украине в 2014 году) не было. Иначе ЕС сейчас не стоял бы враскорячку, не зная, как ему реагировать на действия Батьки. Да, Европа поддерживает протест — но нет четкой стратегии.
— И все же, выходит, что цель одна — Россия, а остальные республики — это полигоны?
— Да. Из-за идейной близости к России, в нахождении в российском информационном поле и т. п. Такие вот «кошки», на которых тренируются — но не только тренируются. Из них еще и делают антироссийские форпосты.
— Стоит ли попытку провести Майдан у нас ожидать уже в будущем году? Опасения Джабарова обоснованы?
— Конечно же, не стоит. Во-первых, потому, что еще рано — вертикаль недостаточно разбаланирована, альтернативные центры силы не созданы.
Во-вторых, посмотрите на Белоруссию — там Майдан провалился потому, что у всех перед глазами последствия украинского Майдана. Это стало важнейшим стоппером для адекватных людей. Поэтому нужно время — и системная работа. Не только по созданию в России нужных структур, но и прикрытию украинского Майдана различными фиговыми листками, чтобы срама видно не было.
— Будет ли новая попытка раскачать ситуацию в России напоминать наш 2012 й год? Или украинский Майдан? Или то, что происходит в Белоруссии?
— Не нужно все привязывать к 2012 году. Болотный протест возник не из-за воли Запада, а по причине ошибок российских властей. Потому, что Кремль посчитал, что ему все можно — отменять выборы губернаторов, проводить сомнительную кампанию в Госдуму. Народ сам вышел и напомнил, что он здесь власть. Но он — а не Навальный со своими сектантами. Именно поэтому когда радикальная оппозиция совершила рейдерский захват протеста, он рассосался.
— А как вы оцениваете призыв работать с молодежью?
— А вот тут Джабаров прав. Действительно, мы не работаем с молодежью. Упустили телеграм-каналы, упустили целый ряд инструментов контроля. Не ведем соответствующую пропаганду — все наши мантры из серии «а вы хотите как в 90-е» нацелены на людей, которые помнят 90-е. Молодежи сравнивать нечего — у нас целое поколение уже выросло в условиях путинской стабильности, и они не понимают альтернатив.
С ними нужно системно работать, в том числе и через правильную подачу информации. К чему приводит отсутствие этой работы можно увидеть на примере Белоруссии.
— В Белоруссии с Майданом пока что не выходит. Можно считать это провалом западной стратегии? «Санитарный кордон» вокруг России не удалось замкнуть? А получится ли в самой России?
— Западная стратегия испытывает сложности — в том числе и благодаря Украине. Но говорить о провале рано. Хотя бы потому, что на помощь западным кураторам могут прийти российские чиновники — со своими ошибками и отрывом от населения.