На Западе нашли способ заглушить голос разума внутри ЕС
Государства-члены Евросоюза должны голосовать по санкциям в отношении нарушения прав человека простым большинством. С таким предложением 16 сентября в ходе пленарной сессии Европарламента выступила глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.
«Мы считаем, что необходимо установить голосование по введению санкций в отношении нарушения прав человека квалифицированным большинством голосов, а не единогласно», — заявила она.
Новости партнеров
Кроме того, она рассказала, что Европейская комиссия практически закончила разработку санкционного режима, подобного американского акту Магнитского.
«Европарламент много раз призывал к [созданию] европейского аналога акта Магнитского. Я могу сообщить, что теперь мы выйдем с таким предложением», — подчеркнула фон дер Ляйен, добавив, что «ЕС должен дополнить набор инструментов» для введения санкций.
Акт «О верховенстве закона и подотчетности имени Сергея Магнитского» был принят Конгрессом США и подписан тогдашним президентом Бараком Обамой в декабре 2012 года. Этот закон предусматривал применение односторонних санкций в отношении должностных лиц России, виновных, с точки зрения США, в нарушении прав человека.
В декабре 2016 года Сенат Конгресса принял законопроект, предусматривающий возможность распространения действия «закона Магнитского» на другие страны, а не только на Россию. Впоследствии свои «законы Магнитского» были приняты также в Канаде и странах Прибалтики, сегодня соответствующие законопроекты рассматриваются еще в нескольких странах.
Евросоюз работу по созданию собственного пакета санкций, схожего с принятым в США «актом Магнитского», еще в декабре 2019-го, однако дело застопорилось. Разработку проекта возобновили после инцидента с Алексеем Навальным, в отравлении которого страны Запада обвиняют российские власти.
Надо понимать, предложение направлено против России. Вроде бы никого больше в нарушениях прав человека не обвиняют…
— Да нет, там немало санкций рассматривают периодически, — отмечает обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов.
Новости партнеров
— Не только относительно России. Но если введут процедуру, которую предлагает фон дер Ляйен, конечно, это упростит решение вопросов по антироссийским санкциям. А заодно сделает невозможным их отмену или ослабление
— А что для Европы нарушение прав человека? Что под это определение можно «подогнать»?
— Да что угодно. Мы же видели, как под это подводили даже демократичное голосование в Крыму! При этом запрет образования на родном языке на Украине (что является вопиющим нарушением прав человека) Европа «не заметила»
— Примут ли предложение фон дер Ляйен?
— Надеюсь, что не примут. Германия в первую очередь в этом не заинтересована. Поскольку там понимают, что при таком раскладе немцы попадают в зависимость маленьких, но шумных и агрессивных лимитрофов, которые, будь их воля, уже и войну от имени Европы нам объявили бы
— Для чего им эти изменения? Они так уверены, что большинство у них по-любому будет?
— Повторюсь, Еврокомиссия боится, что в один прекрасный момент одна-две страны ЕС все-таки заблокируют продление санкций против России. А именно сейчас костью в горле стал Кипр, который блокирует антибелорусские санкции до вмешательства ЕС в конфликт с Турцией.
— А какие страны обычно в меньшинстве и не поддерживают санкции? Могут ли они как-то помешать этим переменам?
Новости партнеров
— О непродлении и смягчении антироссийских санкций уже не раз говорили Австрия и Италия. В Италии данная тема даже была записана в коалиционное соглашение предыдущего правительства. Но если раньше все эти угрозы рассыпались о понятие «общеевропейская солидарность», то теперь кейс Кипра создал для ЕК головную боль. Вот еврочиновники и хотят обойти это досадное препятствие
— Зачем им нужно принимать отдельный акт Магнитского? Просто так вводить санкции уже мало?
— Подобные «именные» акты — очень удобный инструмент для оперативного введения санкций в любой момент. Удивительно, что Россия не использует подобный инструмент.
— На данный момент это направлено против России, — уверен доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— Но в дальнейшем может быть использовано и против других — в том числе и государств самого ЕС. Например, Венгрии, которую не раз обвиняли в нарушении демократических свобод.
Это нужно по той причине, что единогласное голосование обеспечить трудно. Кипр, местами Италия, Греция и Венгрия, могут где-то наложить вето. А так их несогласие удастся обойти. При такой формуле антироссийское большинство будет примерно в трёх четвертях случаев.
Так что эту инициативу запросто могут принять, ибо это вполне согласуется с нормами Лиссабонского договора, на котором основана сегодня работа ЕС. Там есть норма о двойном большинстве. Решение считается принятым, если его одобрят 55% стран, где живёт 65% населения. По этой формуле вполне могут решить всё и сейчас — по её введению.
— Какие страны обычно составляет меньшинство, что мешает принятию санкций?
— Это почти всегда Кипр, рядом с ним — Италия, Греция и Венгрия. Раньше сюда ещё относилась Словакия. Но сомнения относительно нужности санкций звучат и из других стран. При единогласии их приходится уговаривать и продавливать. А тут (особенно в условиях, когда предлагают не самые жёсткие ограничения) их попросту можно будет не брать в расчёт.
— Фон дер Ляйен также рассказала, что ЕК практически закончила разработку санкционного режима, подобного американскому «Акту Магнитского», работа над которым была ранее приостановлена и возобновилась после инцидента с Навальным. Не возникает ли ощущения, что вся эта история с Навальным изначально написана именно для этого?
— Эта история используется как повод. Не было бы её — придумали бы что-то другое. Цель Евросоюза — заставить всеми возможными невоенными способами изменить хотя бы внешнюю политику России в нужную себе сторону. Само выдвижение фон дер Ляйен, ранее много лет резко выступавшей по поводу России, наглядно об этом свидетельствует.
— К чему приведет принятие «акта Магнитского» для Европы? Что именно изменится? Санкций станет больше?
— Санкций станет больше, да. Появится возможность держать совместные с Россией проекты в подвешенном состоянии, нанося удары по нашей экономике и лично по представителям российской элиты. Наверняка речь как раз пойдёт о расширении санкционных списков.