В России сложилась более чем абсурдная ситуация: бедные платят налогов гораздо больше, чем богатые. При этом любые попытки снизить фискальную нагрузку натыкаются на сопротивление Минфина и послушного большинства в парламенте. В России крайне недооценённый труд, простым людям недоплачивают за их работу, но при этом масса льгот для тех, кто выводит деньги из страны.
Нас постоянно заверяют, что в России нынче действует один из самых мягких режимов налогообложения доходов физических лиц в мире. Дескать, в стране взымается т. н. плоский НДФЛ – 13%. Однако по факту ситуация, мягко говоря, иная. Помимо НДФЛ наши работодатели ежемесячно отчисляют во всевозможные соцфонды колоссальные суммы, которые, по большому счёту, могли бы достаться нам, но чиновники подмяли их под себя, чтобы после перераспределить по своему усмотрению.
Новости партнеров
Самый большой взнос, 22%, – в Пенсионный фонд России; ещё 5,1% – в Федеральный фонд обязательного медстрахования; плюс 2,9% – в Фонд социального страхования. Фактически каждый работодатель в нашей стране платит за своего работника не 13, а 43%! И эти отчисления язык не поворачивается назвать одними из самых низких в мире.
Дальше – больше. С каждой покупки мы платим 20% НДС. Помимо этого, есть и другие фискальные поборы. Например, акцизы на топливо. Часто можно услышать реплики: почему, когда нефть падает, у нас в России не снижаются цены на бензин? Ответ прост: как минимум 62% в розничной цене – это налоги, акцизы и другие сборы. Ещё один пример – полисы ОСАГО и ОМС. Все они оплачиваются из наших кошельков. Таким образом, мы с вами постоянно по несколько раз платим государству налоги, сборы и иные поборы за товары и услуги. Более того, человек берёт ипотеку, покупает квартиру и тут же становится должен государству налог на имущество. Актив с банковским обременением, а крайним становится тот, кто без помощи государства решил улучшить свои жилищные условия. Даже т. н. льготная ипотека оплачивается банкам за счёт наших с вами налогов. При этом налог на имущество физических лиц в России постоянно растёт.
Любые инициативы по снижению фискальной нагрузки на бизнес и граждан встречают яростное сопротивление со стороны команды Антона Силуанова, обосновавшейся в Минфине, и большинства в российском парламенте, которое принадлежит «Единой России». Яркий пример – попытка поставить вопрос об отмене НДФЛ для малоимущих. Ведь это самый настоящий экономический оксюморон, который снижает покупательную способность тех, кто и так вынужден экономить.
Очевидно, что в 2020-м уже произошло обвальное падение доходов населения. В стране уже более 21 млн нищих соотечественников, которые не живут, а существуют на доходы ниже прожиточного минимума. Поэтому вопрос о введении в России неналогооблагаемого дохода становится одним из самых актуальных. Подобная практика существует во многих странах мира. В США, например, не облагают налогом доход в 12 тысяч долларов в год для одиноких и в два раза большую сумму – для семейных. Наличие детей увеличивает налоговые льготы. У нас же в России семьи с детьми практически не имеют никаких фискальных льгот.
И это в ситуации, когда естественная убыль населения в этом году станет рекордной за последние 14 лет. По предварительной оценке, она достигнет 158 тысяч человек.
В Европе, где также наблюдается сложная демографическая ситуация, сумма необлагаемого дохода для семей с детьми считается суммарно, исходя из величины, позволяющей обеспечить – внимание! – минимально достойный уровень жизни для каждого её члена. Именно налоговое стимулирование бизнеса и налоговые послабления для потребителей являются сегодня важнейшими драйверами экономического роста. Однако этого до сих пор не осознали российские финансовые власти.
Борьба с бедностью за счёт бедных – новая парадигма поведения тех, кто сегодня определяет социальную и финансовую политику в России. При этом для тех, кто выводил и выводит деньги из России, вводятся новые льготы и послабления.
Новости партнеров
Минфин подготовил поправки в Налоговый кодекс, согласно которым зарегистрированные в спецрайонах на острове Октябрьский в Калининграде и острове Русский во Владивостоке компании будут освобождаться от налога на прибыль, перечисляемую их зарубежными подразделениями, а налог на дивиденды снизится до 5%. Фактически для «внутренних офшоров» вводится налоговый режим, который действовал ранее на Кипре. Очевидно, что усилия чиновников Минфина направлены на интересы бизнеса, а не государства. Например, при смене резидентства компании принимают на себя минимальные обязательства по инвестициям (всего 50 млн рублей), что, мягко говоря, не сильно способствует развитию самих российских территорий и отечественной экономики. Например, по итогам 2019 года резиденты острова Октябрьский инвестировали в России всего 570 млн рублей. Фактически речь идёт о двух Россиях: одна, внутри страны, платит все налоги по полной. Их платят даже те, кому не хватает денег на физиологическое выживание. Вторая – выводит деньги, оседает в офшорах и теперь для них создают льготный фискальный режим. Простите, но этот дурдом пора прекратить.