Можно сколько угодно копаться в конспирологии, но в массовом российском сознании зафиксирован чёткий тренд – мы не лохи и не подопытные кролики, которые позволят ставить над собой цифровые эксперименты. Почти каждый второй в России – 45% – опасается, что может стать объектом манипулирования и скрытого (без ведома человека) чипирования. Никита Михалков – он первый стал разоблачать новых самопровозглашённых вершителей судеб – оказался прав. Его доводы в пользу разума подтвердил опрос, проведённый социологами ВЦИОМ.
Отмечу, что тема чипирования в общих чертах известна подавляющему большинству соотечественников (84%). Каждый второй – 51% – считает, что техническая возможность чипирования людей уже существует, однако пока не получила широкого распространения. Больше половины российских граждан (54%) заявили об однозначно отрицательном отношении к чипированию. В возрастной группе 35-45 лет резко отрицательное отношение уже у 64% соотечественников. Почему такая реакция? Ответ убедителен – люди опасаются слежки, манипулирования, тотального контроля, вмешательства в их частную жизнь, а также кражи и утечки баз данных с конфиденциальной информацией. Всего 8% респондентов относятся к чипированию положительно, чаще это люди возрастной категории 25-35 лет. Хотя и среди них таковых только 16%. Социологи констатируют, что российское общество настроено категорически против бесконтрольной чипизации.
Новости партнеров
«При этом преобладает негативная оценка перспективы чипизации людей, особенно против их желания, и опасение того, что чипируемый попадёт под чужой контроль – тогда как владельцы технологии чипизации, напротив, выйдут из-под контроля общества», – говорит генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов.
Очевидно, что в России разные группы влияния не против провести ряд экспериментов, где обычный человек становится «кроликом», перед носом которого периодически маячит морковка. С лёгкой руки Никиты Михалкова, который в своих программах «Бесогон» постоянно возвращается к этой теме, в российском обществе началась не просто дискуссия про «цифровой концлагерь», в котором мы с вами уже оказались, но и предметное давление на власть в части цифровизации, которое она уже не может не замечать. И в этот процесс вовлекается всё больше людей. Данные ВЦИОМ – яркое тому подтверждение. Достаточно вспомнить, как в России бурно проходило обсуждение т. н. единого регистра населения. Параллельно были запущены целевые программы «Образование-2030» или «Умный город», которые вызвали, мягко говоря, неоднозначную реакцию.
««Умный город». Кто хочет жить в городе Глупом? Хочется жить в «умном городе». Правильно? Правильно. Но, как выясняется из материала, который освещает эту идею, в этом городе будут жить не люди, а человеческий капитал. Это формулировка, это не выдумка. Так написано в этом проекте. Вот раздел – «Человеческий и социальный капитал». Я прошу умерить свой пыл тех, кто издевается над нами, когда мы говорим про чипирование и так далее. Успокойтесь, читайте внимательно, на официальном сайте. «Носимые и вживлённые в организм медицинские цифровые устройства». И даже «генная терапия и редактирование генома». А теперь давайте посмотрим. Вот, на сайте «Образование-2030″ люди, далёкие как бы от политики, рассматривают распад России и даже называют годы, когда это может произойти. А на сайте, о котором я вам сейчас говорю, на основании работ футурологов анонсируется абсолютно антирелигиозная тенденция. Сугубо антирелигиозная тенденция. Я сейчас обращаюсь к верующим людям, потому что неверующие люди подымут нас на смех. Но это отрицание такого явления – человек как подобие Божие. И для тех, кто это отрицает, это тоже религия. Она называется «трансгуманизм»», – рассказал Никита Михалков.
В Москве действительно запущена программа «Умный город», где чёрным по белому обозначены цели, которые вызывают дикий ужас и негодование у тех, над кем будет ставиться эксперимент. Ведь его суть в том, чтобы заменить человеческую личность на т. н. человеческий капитал. Общественное сопротивление нарастает. Однако чиновники, депутаты, группы влияния, например, во главе с Германом Грефом, заняли жёсткую позицию по реализации т. н. цифровизации России. 10 лет они пытались пробить эту тему, и вот, наконец, это им удалось.
«Мы полагаем, это часть продуманного плана, как мы всегда подчёркиваем. Безусловно, 90% исполнителей являются тупыми аппаратчиками и карьеристами, но 10% идейных людей существует, и у них есть план. Цифровизацию Греф и ему подобные протаскивают 10 лет. 10 лет назад они пытались протащить универсальную электронную карту, напоминаю. Кстати, тогда Сергей Семёнович (Собянин — Ред.) был руководителем аппарата правительства и тоже визировал эти решения. Совпадение? Не думаю! Как говорится… Так вот – 10 лет. И сейчас мы дозрели и дошли до того, чему уже 10 лет сопротивлялась общественность. Это случилось. Под сурдинку, под карантин, под необходимость быстро принимать решения – потому что 450 депутатов в масках не могут больше одного дня находиться вместе. И у нас это решение скоропалительно и быстро пролетело», – рассказал учредитель Царьграда Константин Малофеев.
Кстати, по словам главы Совета по правам человека при президенте России Валерия Фадеева, чипирование в нашей стране возможно. И, по его мнению, в разработке и использовании подобных технологий кроются серьёзные риски.
«В очень многих областях нашей деятельности наши действия начинают записывать. Поговаривают об отмене наличных денег. Информация, которая будет накапливаться в соответствии с законом о едином федеральном информационном регистре. Там десятки показателей о нас, каждому из нас будет присвоен цифровой номер. Московская система развития искусственного интеллекта предполагает, что миллионы датчиков, камер нас будут окружать. Скандальная тема чипирования. Хочу заметить, что в программе развития московского искусственного интеллекта чипирование предполагается. Кто-то может трактовать, что это выдающееся изобретение, которое поможет нам жить. Может, и поможет. А я трактую, что здесь риски кроются», – заявил Фадеев.
Новости партнеров
Опрос ВЦИОМ показал, что в российском обществе наблюдается массовое недоверие к принудительным цифровым технологиям. На мой взгляд, это связано с тем, что ни одна даже самая технологичная система не сможет исключить т. н. человеческий фактор. Именно человек, загнанный в «цифровую зону», может стать причиной её обрушения. Российские общество не просто сопротивляется, оно обозначает ключевые проблемы в системе цифровизации и чипизации. Власть обязана услышать общественное мнение и представить на публичное обсуждение разработки в данной области. Иначе сопротивление и отрицание с каждым днём будет только возрастать.