Многие живут надеждами: за свержением диктатора (императора, дуче, несменяемого лидера) следуют свобода, равенство, братство и… благополучие и безопасность? У самых близких соседей России за последние 30 с небольшим лет произошло немало потрясений. И последствия всегда одни и те же — экономический кризис и падение уровня жизни населения… «Комсомольская правда» вместе с политологом, президентом Центра системного анализа и прогнозирования Ростиславом Ищенко попытались найти примеры «легкого выхода» из революций.
— После госпереворота 2014-го ВВП Украины три года падал…
Новости партнеров
— При Януковиче, действительно росло и производство и уровень жизни. Но то, что после его свержение рухнули и ВВП и доходы — тут прямой зависимости нет. Первый раз благосостояние украинцев резко упало в 2005-м — после «оранжевой революции» 2004 года. Янукович в 2011-2012 годах стабилизировал ситуацию и несколько лет был рост уровня жизни.
— Свергая действующую власть, люди чего больше хотят — свободы или доходов?
— Экономических предпосылок революции 2014 не было. Да их и в 2004-м не было., Перевороты 21 века совершаются не по экономическим причинам. Причины революций — в том, что и руководство Украины, да и Белоруссии пыталось проводить многовекторную политику. Запад она до 2004-го устраивала, а в 2014 точно нет ( тогда она не устраивала и Москву). Запад собирался просто поглотить Украину в экономическом смысле. Ему не нужны были украинские предприятия, поставляющие продукцию и в Россию, и потенциально способные конкурировать с западными. После того, как Запад переварил Восточную Европу, их волновала экономическая составляющая — поглотить эти рынки, и двигать свои товары. Что получалось довольно плохо — население же быстро нищало.
— Все государственные институты после революций деградировали год-два-три, и уровень жизни падал?
— Любая революция приводила к падению уровня жизни и лихорадке в государственных институтах. И зачастую к территориальным потерям (Грузия, Молдавия, Украина).
Для успешного госпереворота нужно предварительно ослабить госструктуры — прежде всего силовые. После переворота начинаются люстрации, чистка кадров. На их место приходят революционеры. Они нередко профессионально несостоятельны. Это наносит удар по государственным институтам. И проходит не один год — иногда 5, а то и 10 лет, прежде чем госаппарат начинает работать эффективно.