На фоне разгорающихся предвыборных страстей в США украинские раскольники прощупывают почву. Отчаявшись добиться чего-либо от президента Владимира Зеленского, который отстранился от церковной темы, они стремятся решить свои проблемы в Белом доме. Наиболее активен перессорившийся со всеми на родине «отец раскола» Филарет Денисенко.
В официальном обращении на имя президента Дональда Трампа Филарет заявил, что верующие украинцы «переживают козни злых сил» — власти Украины, по его словам, не дают добро на воссоздание «Киевского патриархата». А это не что иное, как «нарушение права на религиозную свободу», которое, как указал Филарет в письме, отстаивает американский президент.
Новости партнеров
И у ПЦУ, и у «Киевского патриархата» ситуация плачевная: вопреки обещаниям стать «главной религиозной силой Украины», они стремительно теряют прихожан. А общинами ни та ни другая организация особо не прирастает. В отличие от канонической Украинской православной церкви — именно ее приходы обещали переманить деятели раскола. Однако вместо оттока верующих вышло наоборот: c 2014 года, когда начались гонения, УПЦ приросла четырьмя сотнями священников и почти шестью сотнями монахов и монахинь.
Так что стремление борющихся друг с другом раскольников завоевать симпатию американцев объяснимо. От отчаяния они обращаются в «последнюю инстанцию».
«Сам украинский раскол, по сути, — попытка огосударствления Церкви, поэтому в случае внутренних конфликтов религиозные деятели обращаются к мирским властям. Тот же Филарет Денисенко начинал с этого еще в 1990-х. Именно благодаря решению светского Киева он и создал тогда свою организацию», — указывает в беседе с РИА Новости политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
Вместе с тем деятели раскола переняли привычки светских политиков Украины. Те, по словам Ищенко, считают Вашингтон «своим начальством» и чуть что жалуются именно туда.
«Они не ощущают себя суверенными правителями суверенной Украины. Они чувствуют себя наместниками американцев на этой территории. Это очень ярко проявилось еще во времена Ющенко», — подчеркивает эксперт.
Вот только услышат ли украинских раскольников за океаном — большой вопрос. Как и то, захочет ли новый хозяин Белого дома использовать их в качестве козыря внешней политики.