Светлана Тихановская не будет участвовать в акциях протеста, объявили представители ее команды. Вместо этого кандидат в президенты, считающий себя победителем выборов, подала жалобу в белорусский Центризбирком. Есть мнение, что на этом кризис и закончился: протесты, возможно, продлятся еще какое-то время, но вскоре пойдут на убыль и затихнут. И все в Белоруссии вернется на круги своя. Насколько верна такая точка зрения?
Андрей Суздальцев, доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ:
Новости партнеров
— Объявив о победе с результатом 81 процент, Лукашенко, конечно, плюнул в лицо белорусскому народу. Потому что 81 процент — это, считайте, почти все. Но где он, тот электорат, который за него голосовал? Обратите внимание: ни одного пикета в поддержку Лукашенко. Никого нет! На улицах только его противники. То есть эти победные проценты — абсолютно виртуальны.
Тихановскую лидером оппозиции сделал сам Лукашенко, выкинув из кампании Бабирико, Цепкало и ее мужа. Она не политик. И теперь от нее уже мало что зависит. Будет Тихановская, не будет Тихановской — никакой роли не играет. Люди выходят на улицы сами по себе. Без Интернета, без сотовой связи. У них нет ни штабов, ни денег. Это стихия, которая сама себя пытается организовать.
Вот вчера в Минске вышло 100 тысяч человек, при том что никакой информации не было. И ведь их так и не разогнали! Не смогли! Люди сами потом разошлись. Были моменты, удивительные для меня. Я 30 лет занимаюсь этой страной, хорошо ее знаю, но я впервые увидел, как люди атакуют ОМОН.
Народ в бешенстве. Это что-то невообразимое: в 30 городах страны натуральное восстание, в пяти городах ОМОН побросал щиты и убежал… 9 августа в 6 часов вечера в турецком Бодруме приземлился самолет, который вывез семью Лукашенко. Детей, внуков… Это же не просто так. Лукашенко безумно боится.
Активная фаза, безусловно, пройдет. Но начинается уже вторая фаза сопротивления. Ее признак — забастовка на БМЗ (Белорусский металлургический завод. — «МК»). Это то, чем славятся белорусы, — саботаж. Они не дадут работать чиновникам. Начнется тотальное отторжение этой власти.
Белорусы очень упрямы в своих позициях. Они десятки лет поддерживали Лукашенко. Чего он только ни вытворял — все сходило с рук. Именно поэтому он так реагирует сейчас — насколько привык к безнаказанности, что любое сопротивление вызывает у него ярость.
Все надежды продвинуть интеграцию с этим человеком — ошибка. Лукашенко 26 лет не выполнял ни одного соглашения с нами. Если кто-то надеется на интеграцию теперь, когда он так слаб, — это наивность и глупость. Лукашенко обречен. Белорусы с него не сойдут. Они его добьют. Не мытьем так катаньем.
Новости партнеров
Конечно, если мы продолжим поддерживать его своими ресурсами, агония может затянуться. В ином случае все это продлится недолго. Полгода-год. Сейчас он опирается только на штыки, он обязан властью силовикам. Практически это хунта.
Валерий Соловей, политолог:
— Такая трактовка (кризис затухает. — Ред.) отчасти верна. В ночь на понедельник, утром и сегодня днем шли переговоры ряда игроков, участвующих в этом кризисе. Отчасти эти игроки находятся в Белоруссии, отчасти вовне. Россия — один из игроков. Есть и другие. Китай, например. Резюме этих переговоров: Лукашенко останется на своем посту не дольше года.
Лукашенко просил дать ему год на подготовку к уходу. Затем он уйдет. Как зовут человека, которому он передаст власть, я не знаю. Но, по мнению участников конфликта, это должен быть человек, абсолютно приемлемый для белорусского общества и приемлемый для Запада.
Немаловажную роль сыграла позиция Китая: в мягкой, но убедительной манере Си Цзиньпин попросил Москву не осуществлять аннексию Белоруссии. А гарантией неаннексии является как раз сохранение на некоторое время фигуры Лукашенко.
Тихановская действует в рамках этих договоренностей. Не хочу сказать, что она является совсем уж московской марионеткой, но она связана с Москвой. Это не является особым секретом.
Одно из проявлений достигнутого консенсуса — поздравления Путина и Си Цзиньпиня в адрес Лукашенко. Причем обратите внимание на последовательность: сначала поздравил Си Цзиньпин, пообещавший до этого Лукашенко всевозможную поддержу на международной арене. Правда, сказал, что он ничем не может помочь ему внутри страны.
Никто не питает любви к Лукашенко, все понимают, что ему надо уходить после того, что произошло. Но все согласились с тем, что годичная отсрочка — наилучший из всех плохих сценариев. У белорусского общества, конечно, другое мнение на этот счет, но его в расчет не берут.
Новости партнеров
Могут учесть, если оно сможет навязать свою повестку. Но пока что Тихановская отказывается выступать его легитимным представителем, и я не думаю, что появятся другие кандидаты.
Есть, конечно, риск того, что события будут развиваться по другому, не согласованному сценарию. Во-первых, сам Лукашенко может отказаться от выполнения взятых на себя обязательств. Но считается, что в этом случае он обречен. Ему тогда точно не удержаться. Во-вторых — посмотрим, какая будет массовая динамика.