Накануне Владимир Путин дал поручение подготовить проект указа о целях национального развития до 2030 года, под апгрейд попали прежде всего нацпроекты.
Вслед за этим горизонт планирования и даже смысловые «крючки», на которых держалась вся конструкция экономического базиса после победы президента на выборах в 2018 году, видимо, должны быть серьезно пересмотрены. По крайней мере, «жизнь» национальных проектов Михаилу Мишустину и членам его Правительства велено продлить на десятилетие (ранее обозначенные сроки действия нацпроектов – до 31 декабря 2024 года), что само по себе наводит публику и экспертов на определенные размышления.
Новости партнеров
С «целями», если вдуматься, затея выглядит еще круче. Не то чтобы никаких «целей» сами по себе нацпроекты изначально не содержали, конечно, показатели закладывались, но теперь сами эти программы предложено увязывать с целями «национального развития», более того, они включаются в план восстановления экономики. Готовит который тот же Мишустин.
Прозвучало это на заседании по нацпроектам и стратегическому развитию, имело характер прямых поручений, более того будет оформлено в виде указа Путина, который уже взялись готовить в Администрации президента. А ведь и раньше-то звучали разные цифры оценки стоимости национальных проектов образца 2018 года, ясно лишь, что по суммам это – триллионы рублей. Сколько может стоить «новая версия» нацпроектов, вообще никто не упоминал.
Нац, нац, нац!
Напомним, что Правительство еще Дмитрия Медведева в декабре 2018 года завершило работу над программами национальных проектов, которые касались 13 стратегических направлений. Если коротко, то все 13 нацпроектов можно поделить на три больших раздела: это развитие человеческого капитала в России (подразделы «здравоохранение», «образование», «демография» и «культура»), комфортная среда для жизни (подразделы, связанные с дорогами и инфраструктурой), жилье и городская среда, экология) и раздел, условно выделяемый в «экономический рост». По количеству подразделов – 6 – он самый большой, здесь все, от науки и цифровой экономики до поддержки малого и среднего бизнеса.
Опять же стоит напомнить, что реализация и работа по нацпроектам с грехом пополам запустилась лишь в 2019 году, чтобы практически моментально нарваться на жесткую критику с самых разных сторон. Уже в конце того же 2019-го года в этом смысле успели отметиться и глава Счетной палаты Алексей Кудрин, и тогдашний генпрокурор Юрий Чайка. В комитете по бюджету Госдумы после подведения итогов года работы над нацпроектами звучали контрольные цифры – у половины исполнение составило не выше 20% по году, что, естественно, ставило под сомнение в целом эффективность. Но в общем депутаты большинство правительственных чиновников Дмитрия Медведева собиралось продолжить работу, но в январе 2020 года грянула отставка всего кабинета.
А потом страна вошла в транс под названием Covid-19, следствием чего, точнее, по выходу из которого экономики, президент и поручил продлить сроки нацпроектов и даже скорректировать «цели».
Золотая «игла»
Новости партнеров
Если абстрагироваться от звучащих из официальных уст мер поддержки населения и бизнеса (типа выплат по компенсации затрат работодателям кредитных ставок, небольшого снижения налоговых сборов и т.д. и выплат тем же семьям с детьми), то картина в российской экономике представляется проблемной.
Что говорить, если опубликованные данные Федеральной таможенной службы (ФТС) свидетельствуют о смене лидера в традиционном экспортном сегменте! По данным службы, впервые за много лет в апреле-мае экспорт российскими компаниями золота за границу составил 3,55 млрд. долларов (около 65,4 т.), в то время как экспорт газа съежился до рекордно низкой отметки в 2,4 млрд. долларов. И просвета, в общем-то, в обозримом будущем не видно, не даром российские трубопроводы в Западную Европу начали вставать на «плановые ремонты».
О рисках с экспортом нефти и нефтепродуктов мы писали в начале месяца, на фоне некоторой стабилизации цен на мировых рынках ожидаемые потери бюджета (в целом, не только из-за нефти) чиновники Минфина оценивают в 5%.
Но чтобы в лидеры экспортных потоков вышло… золото? Такого, конечно, никто не ожидал.
Представленные недавно регулятором – Центробанком – и его главой Эльвирой Набиуллиной цифры и выкладки также не способствуют, мягко говоря, оптимизму. И они-то, пожалуй, красноречивее всего могут свидетельствовать о том, чего в целом всем гражданам России предстоит ждать от второй половины 2020 года.
Экономист и публицист Михаил Делягин на основе данных ЦБ России приводит следующие статданные за второй квартал текущего года по отношению к кварталу первому: падение товарного экспорта в 1,5 раза (с 101 до 67,9 млрд. долларов), экспорт услуг сократился более чем вдвое – с 15,8 до 7,7 млрд.
«Благодаря этому падение положительного сальдо внешнеторгового баланса оказалось поистине оглушительным: в 2,8 раза, с 39,4 млрд. во II квартале прошлого года до 14,3 млрд. долл. во II квартале 2020 года! Это минимум за 17 лет», – подсчитал Делягин.
Потери, повторимся, только за три месяца текущего года (апрель-май-июнь), и многие считают, что это лишь начало нарастания негативных тенденций. Тем более что в последние годы бюджет страны верстался все-таки с солидным запасом, плюс золотовалютные резервы, плюс «кубышка» Фонда национального благосостояния, из которого до последнего времени неохотно доставали деньги.
Новости партнеров
По подсчетам Никиты Кричевского, доктора экономических наук, «дыра» в российском бюджете ко второму полугодию составила 36% от его размера. «Без налоговой выручки остался каждый третий потраченный рубль, или почти 682 млрд руб.», – рассчитал Кричевский.
Повторимся, накопленного «жирка» для российской экономики и социальной сферы хватает и будет хватать еще на какое-то время, а дальше ситуация пойдет так, как пойдет. Все будет зависеть от темпов восстановления экономики и достижения хоть каких-то положительных значений её роста, чего в натуре может и не случиться.
Скажем, Алексей Кудрин буквально на днях привел в своей лекции для слушателей «Российской экономической школы» такой факт: с учетом всех потрясений и усилий Правительства, в котором работал когда-то, кстати, и сам Кудрин, рост российской экономики за десятилетие 2010-2020 гг. составил 1%. «Это мало, это исторически очень мало», – признал глава Счетной палаты.
Впрочем, это, надеемся, все-таки самый пессимистичный сценарий развития событий, а Правительство и президент ориентируются на другое видение будущего…
Почти как у Горбачева
Разумеется, самая яркая часть заявлений прошедшего 13 июля совещания с Владимиром Путиным пришлась, как нам кажется, на тему жилья и жилищного строительства в стране, чему, кстати, посвящен отдельный нацпроект. Как выяснилось, никакого обнуления тут ждать не приходится – а будут лишь апгрейды – сплошь прорывы да рывки.
Не успел профильный вице-премьер Марат Хуснуллин доложить о том, что еще примерно 5 млн российских семей могут получить (что значит – «получить»?! Чиновник явно хотел сказать – «купить») собственное жилье к 2026 году, в дело вступил президент. Призвавший ставить более амбициозные планы, конечно же, не в ущерб качеству и безопасности строящегося жилья. Президент вообще заявил о том, что, цитируем, «у нас есть исторический шанс в обозримые сроки, может быть, впервые за всю историю России решить, кардинально решить жилищный вопрос».
Хуснуллин, между тем, как практик, говорил о предстоящей «напряженной работе» для увеличения показателей ввода нового жилья в стране до 120 млн кв.м в год!
Для очень большой и протяженной страны, очень разной по условиям существования людей – показатель, прямо скажем, не ахти какой выдающийся. Но Хуснуллин, повторимся, знающий чиновник, не обещающий золотых гор с одной стороны, но и не заваливающий работу с другой.
Между тем, понимания того, что теперь будет с региональной частью нацпроектов, сейчас нет ни у кого, в чем мы лично убедились.
«Сложно говорить о чем-то, когда никто еще не видел госпрограмм и соответствующих бумаг. Понятно, что национальные проекты после всего пережитого должны были быть скорректированы, и именно о таком желании, насколько я понимаю, заявил президент. Как будет на практике? Давайте дождемся плана Мишустина», – говорит Сергей Гордеев, руководитель научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем Института экономики УРО РАН.
Ольга Мухометьярова, депутат Законодательного собрания Челябинской области («Справедливая Россия»), опасается, что на местах сейчас вообще все встанет в плане реализации и выполнения. Пока чиновники разработают и утвердят новые программы, пока те пройдут согласование, пока будут выделены средства и проведены все необходимые конкурсы-тендеры. В общем, долгая история, а с реализацией, скажем, программы по переселению людей из ветхоаварийного жилья на местах и всегда имелись проблемы.
Хорошо, если Путин беседуя с Хуснуллиным, имел в виду и тех, кто по закону и по правилам безопасности не может оставаться в своем жилье сегодня, но живет в нем долгие годы. Телеграм-канал Давыдов.Индекс прямо говорит, что после совещания с Владимиром Путиным мониторинг выполнения показателей нацпроектов перешел из аппарата Правительства в министерство экономического развития.
«Вероятно, это связано с необходимостью синхронизации работы по плану восстановления экономики и коррекции показателей нацпроектов», – отмечает Леонид Давыдов.
Ну и чтобы завершить в какой-то степени вышеизложенное, напомним, что еще в начале 1986 года генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев пообещал, что каждая советская семья будет жить в отдельной квартире к 2000 году. Люди среднего возраста хорошо помнят то заявление Михаила Сергеевича.