Снижает темпы своего «победного» шествия по стране коронавирус или не снижает? Будет ли осенью вторая волна роста заболеваемости и с чем все-таки в начале нынешнего года столкнулась Россия (да и в целом весь мир), есть ли у человеческой цивилизации ресурсы противостоять данной напасти?
С 13 июля в Москве по распоряжению властей отменяется «масочный режим» и снимаются многие ограничения, действовавшие до этого времени. Столица России и её мэр, равно как и все жители, могут с полным правом праздновать победу, но так или это на самом деле? Повторные ограничения после снятия вынуждены уже сейчас вводить власти Испании, отдельные небольшие города Германии просто блокируются полицейскими из-за карантина, короче говоря, болезнь возвращается снова и снова, такие случаи были и есть.
Новости партнеров
Эксперты университете Джона Хопкинса, который с самого начала пандемии получил как бы неофициальный статус главного «счетчика» жертв и заболевших, предупреждают: к 10 июля число заразившихся в мире превысило 12,2 млн человек, прирост зараженных только за сутки составил около 226 тыс., всего с начала подсчетов в мире скончались от болезни и её последствий порядка 554 тыс. инфицированных. Из положительного в этой статистике – около 6,7 млн выздоровевших, правда, пока врачи не могут внятно сказать, какие последствия перенесенного заболевания их ждут в будущем.
Среди стран-лидеров с выявленными случаями, естественно, США (3,1 млн), Бразилия (1,75 млн), Индия (793 тыс.), Россия – четвертая. Как ни странно, самая высокая смертность от заболевания (около 10% заболевших) зафиксирована в ряде в общем-то благополучных европейских стран. Этому, собственно, есть разные объяснения (от преклонного возраста пациентов до отсутствия хоть какой-то статистики в странах третьего мира), погружаться не будем.
Перестали показывать по ТВ массовые захоронения в Италии, например, пациентов, скончавшихся в клиниках и лазаретах вроде бы от коронавируса. Зато стали показывать практически те же кадры, скажем, из Бразилии – вот, мол, до чего доводит людская неосмотрительность и неосторожность!
В Китае коронавирус то появляется, то исчезает, чтобы снова появиться в другом месте, никаких объективных оценок от уполномоченных лиц (например, от специалистов Всемирной организации здравоохранения) не звучит, а не владеющие китайским языком должны доверять лишь английскому переводу новостей из Поднебесной. Судя по всему, ситуация там под контролем, и вообще, в ТОПе китайских новостей сейчас вовсе не распространение COVID-19, а постигшие страну наводнения с человеческими жертвами. Плюс вспышка бубонной чумы на границе с Монголией…
Казахстан снова вводит режим жесточайших ограничений, самолеты МЧС России везут туда препараты, оборудование, врачей. Вирусом заразился экс-президент Нурсултан Назарбаев, но, к счастью, уже вылечился. Хотя в целом обстановка снова накаляется, китайцы предупредили о «новом» виде, разновидности, коронавируса в этой стране.
И снова монотонно, как сводки с фронтов: в России за сутки выявлено 6, 6,8 или 7 тыс. зараженных, столько-то умерло, но большинство все-таки благополучно выписывается из больниц и на своих двоих отправляется домой. Москва успешно прошла пик заболеваемости (по мнению врачей и столичного градоначальника Сергея Собянина), но отмечен рост больных в Санкт-Петербурге, конечно же, Ингушетия, разумеется, не собирается болезнь отступать и на Урале.
Вам, дорогие читатели, не кажется иногда все происходящее и особенно сообщения СМИ/соцсетей какой-то дурной фантасмагорией или Зазеркальем? Попробуем вместе разобраться, что к чему.
Новости партнеров
Это не оно!
«Особенностями является его стремительное развитие. Симптомы (высокая, выше 39 градусов температура, сухой кашель, заложенность горла, головная боль, ломота во всем теле) начинают проявляться уже через 1-2 дня после заражения. Тяжелое состояние сохраняется около 4-5 дней».
Среди последствий – пневмония, миокардит, менингит и даже энцефалит.
Что вы подумали? Что мы перечислили только что симптомы коварного COVID-19, о чем неоднократно с марта нас предупреждают по ТВ и из других СМИ, правильно?
Между тем мы процитировали из открытых источников симптомы заболевания, известного как «гонконгский грипп», заболевания, которое бушевало в мире еще полвека назад. И впервые вспышка была выявлена в Гонконге в 1968 году, после чего болезнь перекинулась на страны Юго-Восточной Азии, добралась до Австралии и Западного побережья США, а уже оттуда, видимо, была занесена в Европу. Это предположительный путь «гонконгского гриппа», могут быть другие маршруты и версии.
Но самое поразительное, за полвека никто из врачей, ученых и эпидемиологов так и не смог конкретно ответить на вопрос – а сколько собственно людей на Земле пострадало от «гонконгского гриппа» и сколько при этом умерло?!
Встречающиеся в источниках оценки – от 1 до 4 млн умерших – как вы понимаете, отличаются вольностью в трактовках и результатах, потому и не могут хоть сколько-нибудь серьезно рассматриваться. В самом деле, что значит «померло не то миллион, не то в четыре раза больше»? Волей-неволей начнешь после такого задаваться вопросом: а «был ли мальчик», то есть грипп, пронумерованный как «А2-Гонконг»?
Или такой факт – в США болезнь (о гриппе сейчас говорим!) была завезена еще в сентябре солдатами, которые возвращались с войны во Вьетнаме, но вспышка почему-то началась лишь в декабре 1968 года? Ничего не напоминает, по крайней мере, по хронологии излагаемых событий?
Новости партнеров
А нам кажется, что ситуация и особенно подача в официальных источниках по коронавирусу образца 2019 года, как под копирку идет с событиями полувековой давности.
Но тогда, напомним, никто не потрудился закрывать в отдельных странах или в мире авиасообщение, не останавливались производства, не перепрофилировались в срочном режиме больницы и не закрывались кафе, парикмахерские и прочий мелкий бизнес, работали кинотеатры и проводились рок-фестивали с хиппующей публикой.
Никто даже не почесался и не заикнулся о таком, ни среди врачей, ни среди власть предержащих! Власть была глупее или чего-то «не знали» и не «догадывались»? Но нет же, в лондонской лаборатории тогда практически сразу подтвердили – да, А2-Гонконг является новой разновидностью гриппа с тяжелыми последствиями для заболевших, никто эту информацию от врачей и специалистов не скрывал. Информация была, а восприятие её и тем более реакция кардинально отличались от нынешней…
Почему мир на пороге 2019-2020 годов стал вдруг отгораживаться друг от друга барьерами и ограничениями, а те страны, правительства которых не последовали всеобщей истерии (Швеция, например, или ближе – Белоруссия) подверглись и подвергаются всеобщему остракизму? Чем была вызвана и обусловлена столь острая реакция, если даже в пик эпидемии в Западной Европе и России – март и особенно апрель с маем 2020 года – никаких чудовищных превышений эпидпорога все-таки не наблюдалось? Ну, если понятно, не вставать однозначно на позицию властей, утверждающих, что «мы все правильно сделали и предусмотрели».
Шок и трепет
Конечно же, мы не собирается вставать ни на позиции COVID-диссидентов, отрицающих вообще всякую опасность нового заболевания, но, как нам кажется, и в позиции официальных лиц и их объяснений много путанного и неясного.
Для начала процитируем мнение Игоря Гундарова, доктора медицинских наук (сфера интересов – эпидемиология).
«Объясните мне, вот передо мной отчетность и документы Роспотребнадзора за апрель текущего года. Там коронавирус не фигурирует среди самых распространенных вирусов в России, вообще его нет, а ограничения уже действовали! Как такое может быть? Я наряду с другими своими коллегами задаю один и тот же вопрос всем «специалистам» по коронавирусу – у вас показатели по данному заболеванию перешли или превысили эпидемиологический порог? А этот порог, извините, вы как оцениваете? Нет элементарно ответов даже на такие вопросы, а ограничения – введены!» – отмечает Гундаров.
Собеседник задается вопросом – тогда с чем мы имели и имеем дело? Понятно, что есть эпидемии и заболевания, где порога как такового вообще нет – например, чума или ящур, много есть опасных заболеваний. Но тут-то что сработало у властей?
«Чтобы ответить на ваш вопрос о возможности новой волны, для начала расскажу вам об удивительном открытии, сделанном на основе многолетних данных статистики. Так вот, каждый год с небольшими отклонениями в России наблюдаются вспышки различного рода заболеваний, которые можно, условно говоря, отнести к категории «гриппа». По миру я, кстати, тоже попробовал прикинуть, картина аналогична нашей. А вспышка начинается всегда, подчеркиваю – в октябре!» – говорит собеседник. Дальше, по его словам, следует «продолжение» в виде вспышки в январе следующего года и окончательно – март.
«Цифры, если взять графики, прыгают незначительно то в одну сторону, то в другую, но в целом многолетняя картина выглядит так: октябрь – январь – март. Наложите этот график на якобы «вспышку» COVID-19 в России и получите практически совпадение. С учетом, повторяю, гриппа А и Б, пневмоний и т.д.», – убеждает Гундаров.
Самое интересное, рассказывает он, ему звонят и из Италии, и из других стран Западной Европы – картина в средствах массовой информации в принципе примерно везде выглядит одинаково – люди умирают и умирают, чего ждать дальше, неизвестно, но лучше приготовиться к худшему!
«При этом итальянские коллеги, скажем, упоминали, что умерших в больницы их родственники непременно просят записывать как «умерших от COVID», говорят, даже «откат» врачу потом полагается в 20% от суммы выплат страховой компании. Это бизнес, я имею в виду, в целом всю ситуацию с якобы опасной инфекцией, уже сложилась целая индустрия вокруг этого!» – убежден собеседник. Его позицию и некоторых коллег мы ранее излагали, точка зрения, как говорится, не бесспорна, но знать о ней необходимо.
Есть и вполне себе обоснованные точки зрения практиков и людей, которые так сказать, работают прямо с линии фронта борьбы с заразой.
«Согласно недавно представленным данным, у обследованных в Москве примерно в 20% случаев были выявлены антитела, для сравнения – в Свердловской области это около 7%. И какие-то послабления, которые делают власти столицы, наверное, оправданны, нужно понимать другое. У нас огромная страна, множество субъектов, в каждом из которых ситуация складывается по-своему», – говорит Александр Соловьев, врач-эксперт российской ассоциации «МедЛабЭксперт».
Собеседник предупреждает о так сказать «кластерном» развитии заболевания, когда локальные вспышки вполне могут фиксироваться в том числе и в крупных населенных пунктах. При этом, по всей видимости, для существенного снижения темпов распространения вируса в густонаселенных локациях достаточно, чтобы сформировался коллективный иммунитет у 20-30% населения. Уже с уровня серопревалентности (число лиц с положительной реакцией на болезнь) в 15-17% наблюдается резкое снижение числа инфицированных и госпитализаций.
Меры же, которые вводились в стране, эксперт считает не «избыточными», а даже в каких-то отдельных случаях – недостаточными.
«После первых сообщений о появлении болезни Роспотребнадзор и власти закрыли границу с Китаем, стали внимательно наблюдать за приезжавшими оттуда гражданами, и иностранцами, и нашими. Правильно все сделали! Но привезли COVID-19 в Россию не китайцы, а наши же сограждане, которые вернулись с европейских горнолыжных курортов, авиасообщение же не прерывалось в феврале-марте», – напоминает он историю проникновения болезни в страну.
По его словам, второй волны распространения COVID-19 следует ожидать в период сезонного подъема заболеваемости в сентябре-декабре 2020 года. Но она уже с малой степенью вероятности приведет к блокировкам, аналогичным стратегиям сдерживания распространения вируса, принятым в большинстве стран в марте-мае.
«Тем не менее, с целью снижения нагрузки на систему здравоохранения и снижения личных рисков, населению необходимо придерживаться масочного режима и общих мер профилактики, которые должны стать нормой социально ответственного поведения – быстрая самоизоляция и карантин при появлении симптомов респираторного заболевания, разумное социальное дистанцирование, гигиена рук и кашлевой этикет», – считает эксперт.
Интеллектуал и телеведущий Анатолий Вассерман обращает наше внимание в беседе на ряд прочих, но не менее важных факторов.
«Были ли введенные меры по ограничению в России вообще и в Москве в частности избыточными? Думаю, большинство согласится – наверное, все же перегнули местами палку. С другой стороны, мне вспоминается один известный американский бизнесмен, он признавался, что половину денег, которые тратит на рекламу, тратит впустую. Беда в том, что бизнесмен не знал, какую именно половину следует признать ненужной», – рассуждает эксперт.
Собеседник обращает внимание на то, что сегодня в Москве как первом попавшим в России под удар коронавируса городе и снимаются впервые многие ограничения. Вроде бы все логично и правильно. «По некоторым данным, которые мне попадались на глаза, процентов у 30 жителей при обследовании были выявлены антитела. А значит, образовался коллективный иммунитет, соответственно, в чем-то можно давать послабления, что мы и видим», – говорит Вассерман.
Будет ли вторая волна коронакризиса и не придется ли повторно вводить «масочный» и «перчаточный» режим – вопрос вопросов.
«Сейчас мы, конечно, слишком мало знаем об этой заразе, сделать каких-то объективных выводов не представляется возможным. Но, насколько можно судить, мы имеем шанс проскочить эту пресловутую «вторую волну» с минимальным количеством заболевших», – прогнозирует эксперт.
Председатель набсовета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов говорит, что в ситуации с так внезапно разразившейся пандемией человечество столкнулось все-таки в первую очередь с «геополитической проблемой». Серьезные люди заняты перераспределением активов, обновлением финансовой системы, «перезагрузкой» фармацевтической отрасли, где ожидаются самые гигантские прибыли. Что тут было причиной, что следствием – ответить наверняка уже едва ли возможно, настолько быстро и прочно все переплелось.
«Здесь 90% – геополитика, для тех, кто понимает, что происходит, и лишь 10% – собственно медицина. Возьмем такой простой пример – сколько новых цифровых сервисов удалось внедрить на скорую руку в общество за контролем над этим самым обществом? Многие инструменты действительно удобны и полезны, но это и контроль!» – напоминает Юрий Крупнов. А расследованием всей истерии вокруг коронавируса в стране и в целом готовности системы к подобным вызовам, по мнению собеседника, должны соответствующие органы, от Совета безопасности до ФСБ.