14 мая 2020 года руководство ПАО «Сбербанк» предложило своим сотрудникам принять участие в тестировании вакцины против коронавируса, клинические испытания которой планируется начать в июне. 15 мая было зарегистрировано ООО «Иммунотехнологии», принадлежащее на сто процентов Сбербанку. А 19 мая Герман Греф пояснил, что «созданная Сбербанком компания «Иммунотехнологии» не будет разрабатывать вакцину против коронавируса нового типа». Для многих эта слегка сумбурная информация стала основанием для публичного и глубокого одобрения деятельности Грефа и Сбербанка, свидетельством гуманности и социальной ответственности одного из первых олигархов России.
На самом деле история с иммунотехнологиями действительно подсветила образ Грефа с важной стороны. В последнее время комментаторы слишком часто, рассуждая о нём, впадали в конспирологию и демонологию: дескать, Герман Оскарович – зловещий эзотерик, который хочет убить всех людей (по крайней мере, шесть из семи миллиардов). Но глава Сбербанка – человек не только иррациональный, но и рациональный, который не упускает не только возможности помедитировать, но и возможности подзаработать.
Новости партнеров
Иммунотехнология успеха
Начнём с того, что, согласно данным СПАРК, направления деятельности ООО «Иммунотехнологии» – научные разработки, производство фармсубстанций и готовых лекарств, а также оптовая торговля фармацевтической продукцией.
Как сообщил источник, знакомый с ходом создания компании, «Иммунотехнологии» займутся масштабированием производства вакцины от коронавируса, которую разрабатывает НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи.
Герман Греф в ходе онлайн-брифинга конкретизировал смысл «масштабирования». По его словам, компания, которая сама не будет заниматься производством вакцины, будет «выполнять роль проектного офиса для организации производства вакцины».
«Наша задача, – пояснил Греф, – помочь лабораторные исследования российской вакцины перенести на производство наших компаний-партнёров, потому что все наши фармацевтические компании являются нашими партнёрами».
В ходе презентаций вакциноинициативы Сбербанка неоднократно подчёркивались бескорыстие ПАО, направившего на её реализацию три миллиарда рублей, личное участие в софинансировании проекта топ-менеджеров банка, сотрудничество Сбера с Минздравом в разработке вакцины. ООО «Иммунотехнологии», утверждают в Сбербанке, – это не бизнес-проект, а добровольный вклад в борьбу с пандемией.
Эти словесные конструкции можно попробовать перевести на более понятный язык, всего лишь уточнив, что, с учётом заявления Грефа, исследования и разработки останутся за такими известными структурами, как НИЦ имени Гамалеи, Центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» и др. Производство – за фармкомпаниями, «партнёрами» Сбербанка. А за самими «Иммунотехнологиями» – всего лишь одно из объявленных направлений деятельности – «оптовая торговля фармацевтической продукцией».
Новости партнеров
Вот такое масштабирование и никакого дохода.
Впрочем, даже если допустить, что никакой материальной выгоды Сбербанк от «Иммунотехнологий» не получит (ну можно же предположить, согласно теории вероятности, что обезьяна случайно напечатает «Войну и мир» – да, вероятность такая есть, но для этого понадобится время, в миллиарды триллионов раз превышающее возраст Вселенной), в пролёте он точно не останется.
За день до создания ООО «Иммунотехнологии», 13 мая, Государственная дума приняла в третьем чтении и направила на утверждение в Совет Федерации законопроект со сложным названием: «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О перечислении части доходов, полученных Центральным банком Российской Федерации от продажи обыкновенных акций публичного акционерного общества «Сбербанк России»». Который по сути является законом о списании кредитов, выделенных Сбербанку и ВЭБ, на сумму в полтриллиона рублей.
Эзотерика бабла
На этой неделе в соцсетях мыли кости Герману Грефу (и его вроде как конкуренту, президенту ВТБ Андрею Костину). Утверждалось, что ими было направлено письмо в правительство, в котором авторы категорически защищали несчастных жертв экономкоронакризиса – бедных (на самом деле очень богатых) владельцев коммерческой недвижимости. Арендодателей. В Думе как раз ожидал второго чтения знаменитый законопроект о неотложных мерах, «направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции». В этом законе предлагались в том числе меры, направленные на защиту прав арендаторов – одной из наиболее пострадавших от кризиса «социальных групп». Подготовленный документ, как утверждается, стал результатом тщательного компромисса, баланса интересов между арендаторами и арендодателями, но не устроил банкиров-сомонополистов, инвестировавших большие деньги в коммерческую недвижимость.
Дума вроде как сумела сохранить компромиссный характер документа и не поломать баланс, так огорчивший арендодательское лобби. Но всё равно возникает снова вопрос о рациональном и иррациональном в Грефе. Даже если считать наш сверхкрупный капитал паразитическим, то почему же паразиты ведут себя как самоубийцы? Ведь если они выпьют всю кровь, то дальше пить её будет уже не из кого. К чему все эти иммунотехнологии, так похожие на нано-, а то и онанотехнологии? Вся эта постоянная напряжённая оккультная суета, вся эта эрегированная устремлённость к успеху и влиянию, весь этот имидж эксцентричного чудака-эзотерика, медитирующего с йогином гуру Садхгуру, все эти креативные ивенты типа фильма «Сверхчеловек» (где Фёдор Бондарчук играет дьявола, размышляющего о низости человека и его стремлении к смерти)…
Да в том-то и дело, что одно другому не мешает! Вот гуру Садхгуру – все смеются над его внешностью, приходят в ужас от знакомства с его взглядами и биографией, издеваются над медитирующим Грефом. Вроде бы всё так.
«Я учу его не бизнесу, – говорит о президенте Сбера сам г-н Джагги Васудев (так на самом деле зовут гуру). – Я учу Грефа и некоторых топ-менеджеров и клиентов банка внутренней инженерии для достижения равновесия и личного благополучия. Речь идет только о внутренней трансформации. Я не даю никаких бизнес-советов по руководству банком. Моя основная работа – внутренняя инженерия, переключение измерений в способе восприятия жизни. Важно понимать, что лидерами становятся за счёт внутреннего баланса и проницательного ума, а не благодаря каким-то бизнес-стратегиям».
Новости партнеров
Но вот что тот же самый Джагги говорит о своём отношении к деньгам: «Важны ли деньги лично для меня? Нет. Но для моей работы они очень важны. Если у меня будут деньги, я смогу влиять на ситуацию. Сейчас я могу влиять только на умы и сердца. Но возможность управлять ситуацией – у государства и у тех, у кого есть деньги. Если бы у меня в руках было 10% бюджета страны, я изменил бы жизнь всего народа». Молодец! Йогин-йогин, а свою десятку в день имеет! Непонятно только, десятку чего – с учётом контингента, который он по всему миру окучивает.
В общем, эзотерика, сатанизм и все прочие ужасы, приписываемые Грефу, никак не противоречат его – совместному с гуру – рационализму. И даже ужасные слова про лишние шесть миллиардов – это не про «убить всех людей».
А про разделение труда. Про то, какие компетенции будут востребованы для решения главных судьбоносных задач бравого нового цифрового мира: комфорта, манипуляций, неограниченного финансового роста и полной независимости от реальности.
«Мы для себя прорисовали три компетенции, которые характеризуют «человека будущего», – поясняет Греф. – Первое – это человек, который обладает высокой степенью креативности. Второе – у этого человека хорошо развито системное мышление. Согласитесь, что найти человека очень креативного, с системным мышлением – большая редкость. Из семи миллиардов человек шесть миллиардов будет отсеяно. И третья составляющая – это умение достигать результатов».
Шесть миллиардов не надо убивать – это не про геноцид. С ними вообще ничего не надо делать – они просто не нужны для приумножения денег, необходимых для влияния и власти (как говорил Садхгуру). Их просто – как в той кавээновской шутке про корову («что делать, чтобы корова меньше ела и больше давала молока?») – надо меньше кормить и больше доить.
А про то, что такое паразитирование в конечном счёте губительно для самих паразитов – даже если им удастся временно вывести шесть миллиардов за скобки и превратить их в кровопитающее паразитов стадо, – нашим йогинам не понять.
Потому что они при всей их рациональности и жадности неумны. И это, кстати, не противоречит «эзотерике» и «сатанизму».
Дьявол, сказал Христос, – лжец и отец лжи. Чёрт, сказал Достоевский, – жалкий приживальщик, отвратительный пошляк. Дешёвка. Недосверхчеловек.