Корпорация RAND: американская военная мощь приходит в упадок, конкуренты усиливаются, поддержание гегемонии США в мире требует удвоения средств, что вряд ли возможно. Что ждёт американцев в случае войны с Китаем?
Война у ворот. Президент США Дональд Трамп в эфире телеканала Fox Business 14 мая пригрозил полным разрывом отношений США с Китаем. Хозяин Белого дома заявил, что не намерен общаться с лидером КНР Си Цзиньпином и возобновлять переговоры о «торговой сделке» с Китаем, которая обязывает Пекин минимум на 200 миллиардов долларов увеличить за два года импорт американской продукции. Эта «сделка», смахивающая на вымогательство, существует только на бумаге, является унизительной для Китая и не представляет для него никакой ценности в условиях жесточайшей торговой войны и фактически научно-технологической блокады со стороны США. Особенно когда, согласно данным МВФ, экономика КНР в первом квартале 2020 года просела примерно на треть из-за мер по борьбе с коронавирусом, вызвавших в стране сильную социальную напряжённость.
Новости партнеров
Это происходит в то время, как президент Трамп постоянно заявляет, что очень недоволен Китаем и даже потерял (будет мстить?) «двух хороших друзей» из-за «китайского» коронавируса. А группа республиканских сенаторов во главе с Линдси Грэмом внесла в Сенат «Акт об ответственности за COVID-19», имеющий все шансы стать законом и создать «легальную» основу для присвоения в виде «компенсации» за пандемию китайских авуаров и активов на триллионы долларов, отказ от выплаты китайцам американского долга.
Если вспомнить об ожидаемом провозглашении в ближайшее время Тайванем своего нового – рвущего с общекитайской идентичностью – названия (Республика Тайвань), островом, который считается Пекином мятежной провинцией, но существует де-факто под американским военным «зонтиком» в качестве квазинезависимого государства, то так и кажется, что в воздухе запахло войной. Ведь если у Тайваня получится, за ним устремятся бунтующий Гонконг, возможно, Макао, а то и южная прибрежная китайская провинция Гуандун, имеющая теснейшие экономические связи с США, которая больше всех пострадает, когда они будут совсем разорваны. Терпеть такое, конечно, Пекин не будет.
Для КНР, повторим, держаться за столь выгодные ей в прошлом экономические отношения с США при данных условиях абсолютно бессмысленно. Зато возрастает желание сплотить нацию вокруг патриотической повестки дня, например, путём присоединения Тайваня. Назревающий военный конфликт Китая с США дестабилизирует ситуацию в обширном регионе и не обойдёт стороной Россию, стратегическим союзником которой является КНР. Нельзя исключать, что он может затронуть и другую ядерную державу, обладающую сильной армией, – Индию. Для неё Китай – давний враг и агрессор, что может подтолкнуть обхаживаемый американцами Нью-Дели включиться в конфликт на стороне США.
От этих не отмахнёшься
Предвоенная ситуация подтолкнула ведущий западный аналитический центр – базирующуюся в Техасе Корпорацию RAND (её рекомендации, не будем забывать, способствовали уничтожению СССР) – провести масштабное исследование под названием «Вглядываясь в хрустальный шар. Целостная оценка будущей войны». Оно стало, как отмечается на сайте организации, плодом труда свыше 120 государственных, военных, академических и политических экспертов из более чем 50 различных учреждений в Бельгии, Китае, Германии, Израиле, Японии, Иордании, Польше, Объединённых Арабских Эмиратах и Великобритании, заглянувших в будущее до 2030 года и попытавшихся ответить на вопросы «где случится следующая война, кто в ней будет участвовать, почему она произойдёт и как она будет вестись?»
Непосредственным заказчиком данного исследования выступили ВВС США, которым предстоит сыграть в выяснении отношений с китайцами и другими американскими врагами на другом конце света центральную роль. Американских военных лётчиков можно понять. В их гимне есть такие слова: «Мы живём в славе или падаем вниз, объятые пламенем». Первое – хорошо, второе – не очень, но вдруг придётся?
Это приговор
Новости партнеров
Ничем хорошим своих военных Корпорация RAND порадовать не смогла. «Преобладание США в обычных вооружённых силах сокращается. Несмотря на «возрождение долгосрочной стратегической конкуренции», упомянутой в Стратегии национальной обороны 2018 года, вооружённые силы США, скорее всего, останутся лишь частью того, чем они были во время Холодной войны, которая была последним периодом долгосрочной стратегической конкуренции. Им будет не хватать технологического превосходства, которым они обладали сразу после войны в Персидском заливе», – отмечается в исследовании.
А главные американские враги при этом становятся сильнее: «Китайская и (в меньшей степени) российская армии становятся всё более умелыми, поскольку обе продолжают модернизироваться и профессионализироваться. Особенно в случае с Китаем эти военные улучшения, вероятно, будут продолжаться, сокращая качественный разрыв между Народно-освободительной армией и вооружёнными силами США».
Определённая угроза для США исходит даже со стороны таких держав «второго уровня», как Иран и КНДР. Конечно, они «не могут в военном отношении соответствовать Соединённым Штатам», но «вместо этого всё чаще обращаются к асимметричным возможностям, таким как кибероперации, ракеты и оружие массового уничтожения, для противодействия превосходству США в обычных видах вооружения». Привлечённые Корпорацией RAND аналитики считают, что «если такие стратегии в конечном итоге приведут к войне, силы США должны будут найти способы нейтрализовать эти асимметричные возможности и уничтожить существенные части этих больших, но менее продвинутых в техническом отношении вражеских сил».
Тем не менее американское конкурентное военное преимущество уменьшилось, и если никаких мер на этот счёт не будет принято, это позволит врагам США эксплуатировать их слабости в своих интересах.
Новая реальность
В исследовании даётся достаточно объективная картина, на фоне которой происходит упадок американской военной мощи. Это усугубляющийся раскол в США, «растущий» более быстрыми темпами, чем Америка и её союзники, Китай, экономические амбиции которого дополняются геополитическими и военными, «ревизионистская» (то есть, добавим от себя, не смирившаяся с прописанной ей Западом второсортностью) Россия. Рост протекционизма в мире. Относительное сокращение в нём экономической мощи Запада во главе с США. Увядание оборонной индустрии в США, благодаря чему американскому ВПК становится сложнее производить передовое и качественное оружие. Глобальные экологические проблемы: изменение климата, глобальное потепление, нехватка водных ресурсов, подъём уровня моря, перенаселение и проблемы урбанизации.
Так, например, «таяние полярных льдов сделает Арктику более судоходной и, вероятно, увеличит шансы возникновения вторичного конфликта в этом регионе среди конкурирующих великих держав – Соединённых Штатов, России и Китая». Отмечены даже ошибки правительства США, откровенно злоупотребляющего санкциями, которые подталкивают «другие крупные экономики» к разработке и введению «альтернативных систем международных платежей». Аналитики Корпорации RAND предвидят, что в этих условиях «традиционные западные союзники» будут меньше помогать США, которым ничего не останется, как попытаться компенсировать это, натравливая на Китай и Россию соседние страны.
Всё проходит, и это тоже
Новости партнеров
Таким образом, США «попытаются сохранить свою позицию ведущей мировой военной сверхдержавы в мире», однако «столкнутся с рядом углубляющихся стратегических дилемм». Прежде всего США к 2030 году «могут постепенно утратить способность диктовать стратегические результаты и определять, когда и зачем в будущем будут происходить войны».
В свете того, что «будущие военные действия будут предъявлять всё большие требования к силам США и растаскивать ограниченные ресурсы США в противоположные стороны», перед Америкой, подчёркивает Корпорация RAND, встаёт «грандиозный стратегический выбор: порвать с прошлым и стать намного более избирательной в отношении того, где, когда и почему она применяет свои военные силы, или поддерживать или даже удвоить свои обязательства, прекрасно зная, что это приведёт к значительно большей стоимости – в виде расходов и, возможно, крови».
Из предыдущего абзаца понятно, что более вероятным является первый вариант: удвоить свои военные расходы, чтобы застроить мир, слабеющие США не смогут. Значит, им предстоит постепенно расстаться и со своей гегемонией.
Гореть ярким пламенем
Что касается непосредственного заказчика исследования, ВВС США, то им предстоит «падать, объятыми пламенем, вниз», если они осмелятся бросить вызов Китаю и России на их территории или в непосредственной близости от неё. Чтобы ещё немного «покупаться в славе», им необходимо, особенно если придётся столкнуться с ВВС и ПВО великих держав, повысить свои возможности «действовать на больших расстояниях», «усилить возможности ведения информационной войны», «инвестировать в автоматизацию», повысить мастерство пилотов и точность ударов с воздуха, чтобы не антагонизировать гражданское население, но прежде всего – увеличить саму численность ВВС, потому что нынешней для решения стоящих перед ней задач недостаточно. Однако это скорее вопрос государственной политики и воли, чем то, что находится в компетенции Минобороны и командования ВВС. По всему видно, что сами авторы исследования и тут не оптимисты.
Что имеем в сухом остатке?
Поэтому в сухом остатке имеем следующее: вооружённые силы США, безусловно, сильны, но если сунутся в Китай или Россию, им там хорошо наваляют. И чем больше будет проходить времени, тем сильнее. Искусственным интеллектом дело можно отчасти поправить, но только отчасти, поскольку его будут использовать и враги – в дополнение к своему собственному.
Кому-то может показаться, что Корпорация RAND сознательно сгущает краски и специально представляет ВС США более слабыми, чем они есть на самом деле, а их противников – более сильными, чтобы выбить из Конгресса побольше ассигнований на военные нужды. Но это не так. Этот аналитический центр, в отличие от многих других, почти не занимается пропагандой и слишком дорожит своей репутацией. Ему в целом можно верить.
Самый важный практический – и очень неутешительный – вывод из этого анализа заключается в том, что раз США не так сильны, как это многим кажется, натерпевшийся унижений в XIX и XX веках Китай, припёртый сейчас президентом Трампом к стенке, способен действовать очень решительно. Например, обрушить доллар, сбросив американские трежерис (государственные ценные бумаги). Или нанести по «непотопляемому авианосцу» США у своих берегов – Тайваню) военный удар, способный привести к большой войне, участниками которой – в той или иной степени – станут многие.